СЛУХОРЕЧЕВАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ
ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
С КОХЛЕАРНЫМИ
ИМПЛАНТАМИ
Санкт-Петербург
УДК 616+376 К 68 Рецензенты:
А.И.Лопотко, д-р мед. наук, проф., заведующий проблемной лаборатории по реабилитации слуха и речи С.-Петербургского ГМУ им.И.П.Павлова,
Г.Н.Пенип, д-р пед.наук, проф., заведующий кафедры сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена
Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В.Королева.- СПб., 2005.- 90 с.
В книге главного специалиста Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, профессора кафедры сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,- доктора психологических наук Королевой И.В. представлена структура и содержание слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарными имплантами. Описаны критерии отбора детей на КИ; факторы, благоприятные для слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами; закономерности слухоречевого развития детей на разных этапах после включения процессора кохлеарного импланта. Рассмотрены вопросы послеоперационного сопровождения ребенка сурдологом и сурдопедагогом, технической эксплуатации, организации процесса реабилитации для разных категорий пациентов.
|
|
Книга предназначена для сурдопедагогов, логопедов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей с нарушениями слуха.
© Королева И.В.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5
Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)
1.1. Что такое звук 8
1.2. Ухо и слуховые центры мозга 8
1.3. Возникновение слуховых ощущений 9
1.4. Нарушения слуха 10
Глава 2. Кохлеарная имплантация
2.1. Сущность кохлеарной имплантации 11
2.2. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта (КИ) 12
2.3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию
• Диагностическое обследование 15
• Критерии отбора пациентов па кохлеарную имплантацию 17
• Противопоказания для проведения кохлеарной имплантации17
• Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у маленьких детей 17
• Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста 18
2.4. Операция кохлеарной имплантации
• Хирургическая операция 19
• Риск при операции 20
• Период восстановления 20
Глава 3. Послеоперационная реабилитация детей с кохлеарным имплантом 21
3.1. Восприятие звуков ребенком с кохлеарным имплантом 23
• Особенности восприятия речи и звуков ребенком с КИ 23
• Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ 26
|
|
3.2. Настройка процессора кохлеарного импланта
• Первое включение и программирование процессора КИ 27
• Настройка процессора КИ у позднооглохших детей 29
• Настройка процессора КИ у маленьких детей 30
• Настройка процессора КИ у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой 32
• Контроль правильности настройки процессора КИ 33
• Кохлеарный имплант и слуховой аппарат 35
3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью
• Восстановление слухоречевого восприятия 36
• Коррекция нарушений произношения и голоса 44
• Психологическая поддержка. Роль родителей и близких ребенка 45
3.3. Слухоречевая реабилитация маленьких детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух до овладения речью 47
• Коммуникативное развитие 49
• Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарного импланта 50
• Развитие языковой способности 58
• Развитие устной речи 59
• Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков 62
• Психологическая поддержка. Роль родителей и близких ребенка. 63
3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом 65
3.5. Сурдологическая и неврологическая помощь детям с КИ 67
3.6. Техническое сопровождение детей с кохлеарным имплантом 68
3.7. Кохлеарный имплант и FM-системы (системы «учитель-ученик») 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 73
Приложение 1. Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат 75
Приложение 2. Пособия, необходимые для развития слухо-речевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей 85
Приложение 3. Предметы домашнего обихода, которые могут быть использованы в обучении ребенка раннего возраста 86
Приложение 4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ 89