Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)

СЛУХОРЕЧЕВАЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ

ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

С КОХЛЕАРНЫМИ

ИМПЛАНТАМИ

Санкт-Петербург


УДК 616+376 К 68 Рецензенты:

А.И.Лопотко, д-р мед. наук, проф., заведующий проблемной лаборатории по реабилитации слуха и речи С.-Петербургского ГМУ им.И.П.Павлова,

Г.Н.Пенип, д-р пед.наук, проф., заведующий кафедры сурдопедагогики РГПУ им.А.И.Герцена

Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И.В.Королева.- СПб., 2005.- 90 с.

В книге главного специалиста Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи, профессора кафедры сурдопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,- доктора психологических наук Королевой И.В. представлена структура и содержание слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарными имплантами. Описаны критерии отбора детей на КИ; факторы, благоприятные для слухоречевой реабилитации детей с кохлеарными имплантами; закономерности слухоречевого развития детей на разных этапах после включения процессора кохлеарного импланта. Рассмотрены вопросы послеоперационного сопровождения ребенка сурдологом и сурдопедагогом, технической эксплуатации, организации процесса реабилитации для разных категорий пациентов.

Книга предназначена для сурдопедагогов, логопедов, аудиологов, сурдологов-оториноларингологов и других специалистов, занимающихся реабилитацией детей с нарушениями слуха.

© Королева И.В.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. Слуховая функция и нарушения слуха (краткие сведения)

1.1. Что такое звук 8

1.2. Ухо и слуховые центры мозга 8

1.3. Возникновение слуховых ощущений 9

1.4. Нарушения слуха 10

Глава 2. Кохлеарная имплантация

2.1. Сущность кохлеарной имплантации 11

2.2. Устройство и принцип работы кохлеарного импланта (КИ) 12

2.3. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию

• Диагностическое обследование 15

• Критерии отбора пациентов па кохлеарную имплантацию 17

• Противопоказания для проведения кохлеарной имплантации17

• Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у маленьких детей 17

• Факторы, благоприятные для использования КИ для развития восприятия речи и собственной речи у детей старшего дошкольного и школьного возраста 18

2.4. Операция кохлеарной имплантации

• Хирургическая операция 19

• Риск при операции 20

• Период восстановления 20

Глава 3. Послеоперационная реабилитация детей с кохлеарным имплантом 21

3.1. Восприятие звуков ребенком с кохлеарным имплантом 23

• Особенности восприятия речи и звуков ребенком с КИ 23

• Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ 26

3.2. Настройка процессора кохлеарного импланта

• Первое включение и программирование процессора КИ 27

• Настройка процессора КИ у позднооглохших детей 29

• Настройка процессора КИ у маленьких детей 30

• Настройка процессора КИ у детей старшего дошкольного и школьного возраста с врожденной глухотой 32

• Контроль правильности настройки процессора КИ 33

• Кохлеарный имплант и слуховой аппарат 35

3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью

• Восстановление слухоречевого восприятия 36

• Коррекция нарушений произношения и голоса 44

• Психологическая поддержка. Роль родителей и близких ребенка 45

3.3. Слухоречевая реабилитация маленьких детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух до овладения речью 47

• Коммуникативное развитие 49

• Развитие слухового восприятия неречевых и речевых сигналов с помощью кохлеарного импланта 50

• Развитие языковой способности 58

• Развитие устной речи 59

• Развитие невербального интеллекта, других психических функций и моторных навыков 62

• Психологическая поддержка. Роль родителей и близких ребенка. 63

3.4. Слухоречевая реабилитация долингвально оглохших детей старшего дошкольного и школьного возраста с кохлеарным имплантом 65

3.5. Сурдологическая и неврологическая помощь детям с КИ 67

3.6. Техническое сопровождение детей с кохлеарным имплантом 68

3.7. Кохлеарный имплант и FM-системы (системы «учитель-ученик») 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71

ЛИТЕРАТУРА 73

Приложение 1. Примерный речевой материал для развития слухоречевого восприятия у позднооглохших детей и ранооглохших детей, постоянно использовавших слуховой аппарат 75

Приложение 2. Пособия, необходимые для развития слухо-речевого восприятия, устной речи, языкового развития, когнитивных навыков у детей 85

Приложение 3. Предметы домашнего обихода, которые могут быть использованы в обучении ребенка раннего возраста 86

Приложение 4. План занятий для самостоятельной работы родителей с детьми младшего возраста с КИ 89



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: