Эффект масштаба и ткацкая фабрика

Предположим, что имеются преимущества массового производства ткани. Иными словами, по мере того как объем производства возрастает, количество труда, необходимого для производства одного ярда ткани, уменьшается. На рис. 1 показаны средние трудозатраты на производство различных объемов фабричной ткани. Время работы сократилось в среднем с 1 час на 1 ярд ткани (то же время, что и при домашнем производстве) до 15 мин на выпуск 400 ярдов.

Объем ткани (ярды)

Если при производстве ткани присутствует эффект масштаба, то по мере роста объема производства среднее время, необходимое для производства одного ярда ткани, сокращается.

Рис. 1. Эффект масштаба при производстве ткани

Эффект масштаба возрастает по двум причинам:

1. Специализация факторов производства. На крупном производстве каждому рабочему поручается выполнение одной операции. Специализация труда повышает производительность потому, что: а) по мере повторения выполняемых операций квалификация работников возрастае т: б ) рабочие тратят меньше времени на пе реключени е с одной операции на другую.

Производство сукна предусматривает несколько этапов: из шерсти прядется нить, из нее производится ткань, которая подвергается окончательной отделке (очистке, уплотнению и окраске). Одной из причин появления эффекта масштаба при производстве ткани является то, что отдельные рабочие могут специализироваться на различных операциях. Группа из 10 узкоспециализированных работников может произвести в совокупности не столько, сколько произведут 10 людей, работающих по отдельности (каждый из которых выполняет все производственные операции), а гораздо больше.

2 Вторая причина возрастания эффекта масштаба - неделимые производственные факторы. Фактор производственного процесса не делится, если у него минимальный эффект масптаба. Если неделимый фактор разделить пополам, то суммарный результат двух половинок будет меньше, чем результат целого.

На ткацкой фабрике используется оборудование (прядильные и ткацкие станки, уплотняющие машины, красильные баки), которое невозможно эффективно разделить для использования отдельными работниками фабрики. По мере роста объема производства на фабрике используется все больше неделимых производственных факторов, повышающих производительность.

Домохозяйство покупает фабричную ткань, если ее чистая себестоимость ниже себестоимости ткани домашнего производства. Чистая себестоимость "фабричной ткани включает два элемента. Во-первых, это время, требующееся для производства достаточного количества пшеницы, чтобы платить ею фабричным рабочим (0,25 бушеля пшеницы требует 0,25час на производство пшеницы). Во-вторых, это время, которое необходимо затратить на дорогу на фабрику и обратно. Если дорога на фабрику занимает менее 0,75 час, то чистые затраты времени, требующиеся для производства фабричной ткани, меньше времени, необходимого для производства ткани дома, в связи с чем домохозяйство булет покупать ткань фабричного производства.

На рис. 2 представлен рынок сбыта (market area) ткацкой фабрики. Рынком сбыта называется территория,на котo po й себестоимость фабричного производства ниже себестоимости домашнего производства. На вертикальной оси откладываются показатели чистой себестоимости ткани, сумма фабричной цены (0,25 ч производства пшеницы) и время на дорогу до фабрики. На горизонтальной оси откладывается расстояние до фабрики в милях. Если дорога до фабрики и обратно составляет не более четырех миль и пешком этот путь можно преодолеть за час, то фабрика будет продавать более дешевую ткань (по сравнению с тканью домашнего производства) жителям в радиусе трех миль от фабрики (в пределах 0,75 времени, затрачиваемого на дорогу на фабрику и обратно). Поэтому территория рынка сбыта фабрики представляет собой круг с радиусом три мили.

*Рынок сбыта фабричной ткани - это территория, на которой чистая себестоимость фабричной ткани (время производства плюс время на дорогу) ниже времени домашнего производства ткани (1ч). Рис. 2 Рынок сбыта ткацкой фабрики

4.2 Эффект масштаба и городская территория

Вокруг ткацкой фабрики образуется небольшая городская территория. Предположим, что ткацкая фабрика выпускает 400 ярдов ткани, на ней работают 100 человек. Рабочие живут рядом с фабрикой, что позволяет им экономить время на дорогу и одновременно повышает стоимость прилегающей к фабрике земли. По мере роста цены на землю рабочие экономят на земле, занимая небольшие участки. Иными словами, плотность населения вокруг фабрики выше, чем на остальной территории региона.

Поскольку городом называется место с относительно высокой плотностью населения, фабрика способствует развитию небольшого фабричного города.

Фабричный город развивается потому, что удовлетворяется два условия. Первое - производительность сельскохозяйственных рабодих (производителей пшеницы) достаточно высока, чтобы прокормить себя и иметь что-то сверх этого, чтобы покормить работников ткацкой фабрики в городе. Иными словами, излишек сельскохозяйственной продукции потребляют городские рабочие. Второеэффект масштаба достаточновелик относительно затрат на дорогу в связи с чем фабричная ткань стоит дешевле домашней.

Размер города определяется числом фабричных рабочих, которое, в свою очередь, зависит от совокупного объема производства на фабрике. Фабрика может увеличить объем выпускаемой продукции, если сможет производить ткань дешевле, чем все большее и большее количество производителей - надомников. Поэтому объем выпускаемой продукции возрастает по мере роста масштаба производства (сокращается фабричная цена) и снижения транспортных расходов (что уменьшает- чистую себестоимость фабричной ткани).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: