Модель сельского региона

Лекция 10-11 Роль рыночных сил в развитии городов.

Исследование четырех причин концентрации рабочих мест в городах

Модель сельского региона

Сравнительное преимущество

Эффект масштаба на транспорте и торговые города

Внутренний эффект масштаба производства

5. Эффект концентрации производства:

Эффект локализации,

Эффект урбанизации

Эффект концентрации в торговле: внешний эффект покупок

Инновации в телекоммуникациях и будущее городов

ВЫВОДЫ - РЕЗЮМЕ

ЛИТЕРАТУРА

Человек — это единственное животное,

которое заключает сделки;

ни одна собака не обменивается костями с другой собакой.

Адам Смит

Города существуют потому, что люди несамодостаточны. Если бы каждый из нас проводил все, что мы потребляем, и нам не хотелось бы общаться с другими людьми, то и нужды жить в городе не было бы. Но мы с вами несамодостаточны, поэтому обмениваем свой труд на другие товары. Большинство из нас живут в городах потому, что именно там сосредоточено большинство рабочих мест. Города предлагают также богатое разнообразие потребительских товаров и услуг, так что города привлекают даже людей, которые не работают за заработную плату (рs хронические безработные). Живя в городах мы достигаем более высокого уровня жизни, но при этом вынуждены смиряться с более высокими уровнями загрязнения, преступности, шума и скученности.

В рамках данной темы мы будем исследовать 4(четыре) причины концентрации рабочих мест в городах:

1) ср авнительн ое п реимущество (comparative advantage) делает выгодной торговлю между регионами, а межрегиональная торговля вызывает развитие рыночных городов,

2) эффект масштаба на транспорте - способствует торговле и развитию торгового города (экономия обусловленная местоположением)

3) внутр енний эф ф ект масштаб а (internal scale economies) производства позволяет предприятиям производить товары более эффективно, чем это делают отдельные люди, и производство товаров на предприятиях ведет к развитию промышленных городов,

4) эффек т конце н трации (agglomerative economies) производства и маркетинга заставляет фирмы группироваться в городах, и такое скопление вызывает развитие крупных городов.

В данной теме речь идет о рыночных силах, которые обусловливают появление городов, при этом социальные причины существования городов (например, религия, стремление к общению и политика) не учитываются.

Модель сельского региона

Прежде чем исследовать эти 4(четыре) причины концентрации рабочих мест в городах, рассмотрим при каких условиях в том или ином конкретном регионе вообще не будет городов? Иными словами, какой набор допущений гарантирует равномерное распределение населения. В данном вопросе мы с вами рассматрим модель регион а с равномерным распределением населения, в связи с чем в нем нет городов.

Модель сельского региона предусматривает некий перечень допущений, которые в совокупности препятствушт развития городов. Как только эти опyшеиия ослабевают, на чинают появляться города.

В модели сельской экономики рассматривается несколько важнейших характеристик Англиидо ее завоевания норманнами вХ1Х в. Экономика была в основном сельской, и существовало лишь несколько небольших рыночных городов, обслуживавших местное население. Ниже с помощью данной модели будет дано объяснение того, как рыночные силы способствовали развитию английских городов после норманнского завоевания.

Рассмотрим регион, в котором производятся и потребляются лишь два товара (пшеница и ткань-сукно). Экономика региона имеет следующие характеристики:

1. Факто ры производства. В процессе производства пшеницы и ткани применяются труд и земля. Земля используется для выращивания пшеницы и выпаса овец. Жители прядут шерсть в нити, из которых ткут ткань.

2. Равная производительность. У всех жителей одинаковая производительность при изготовлении ткани и производстве пшеницы.

За один час каждый человек в состоянии произвести либо один бушель пшеницы, либо один ярд ткани. Одинакова и продуктивность земель при производстве пшеницы и шерсти

.( 1 бушель-35,24 л.США,36,37 л.Великобритания. 1ярд-0,9144м.)

3. Отсутствие эффекта масштаба. Произв одство х арактеризуется

неизменным эффектом масш таба (c onstant returns to scale): рабочий производит один ярд ткани в час независимо от объема производства. Точно так же количество произведенной в час пшеницы не зависит от объема производства.

4. Время передви жения. Перемещение в границах региона осуществляется пешим образом: жители ходят со скоростью четыре мили в час вобаконца.

(1 сухопутный миль-1609,4 м., 1 морская миль – 1852,2 м.)

Эти весьма сильные допущения препятствуют развитию торговли. Каждое домохозяйство в регионе само производит для себя и пшеницу, и ткань. Поскольку производительность каждого домохозяйства при производстве обоих товаров одинакова, домохозяйствам нет смысла торговать друг с другом. В связи с тем, что производительность не зависит от объема выпускаемой продукции, нет и преимуществ централизованного производства. Производительность фабричного рабочего ничуть не выше, чем производительность человека, работающего дома. Одним из недостатков фабричного производства ткани является то, что рабочему необходимо время, чтобы добраться до фабрики, а это повышает чистую себестоимость фабричной ткани (цена плюс затраты на дорогу) по сравнению с тканью, произведенной на дому.

В итоге можно сказать что, преимущества от торговли или централизованного производства отсутствуют, поэтому каждое домохозяйство в регионе самодостаточно.

Население равномерно распределяется по территории региона. Каждое домохозяйство занимает участок земли производит пшеницу и ткань самостоятельно. Так как плодородие всей земли одинаково, распределение населения будет равномерным. Поскольку городом называется место с относительно высокой плотностью населения, в регионе с равномерным распределением населения города отсутствуют. Городов нет потому, что принятые в модели допущения достаточно сильны для того, чтобы устра- нить возможность торговли.

2. Сравнительное преимущество

Одним из факторов, способствующих развитию городов, является сравнительное преимущество. В модели сельского региона предполагается, что производительность всех домохозяиств при производстве ткани и пшеницы одинакова. Если это допущение несколько ослабить, то у одной части региона может появиться сравнительное преимущество при производстве ткани, а у другой

при производстве пшеницы. В определенных условиях сравнительное преимущество ведет к появлению торговли и развитию городов.

Понятие сравнительного преимущества можно пояснить на простой модели торговли между двумя частями региона. Предположим, что западная половина региона отличается более высокой производительностью, чем восточная. В табл. 1 показано, что у Запада имеется абсолютное преимущество (absolute advantage) при производстве и пшеницы, и ткани: жители западной части региона производят в два раза болыпе пшеницы; и в шесть раз больше ткани в час. Разница в уровнях производительности может объясняться различиями в уровнях квалификации гработников и природно-климатических условий региона.

Таблица 1 - Сравнительное преимущество

Продукт Часовая производительность труда Альтернативная стоимость
Восток Запад Восток Запад
Пшеница 1 бушель 2 бушель 1 ярд ткани 3 ярда ткани
Ткань 1 ярд 6 ярд 1 бушель пшеницы 1/3 бушель пшеницы

В основе понятия сравнительное преимущество (comparative advantage) лежит принцип альтернативной стоимости. За один час рабочий из западной части может произвести либо шесть ярдов ткани, либо два бушеля пшеницы. Поэтому альтернативная стоимость ткани составляет одну треть бушеля пшеницы, а альтернативная стоимость пшеницы - три ярда ткани. Рабочий из восточной части может произвести либо один бушель пшеницы, либо один ярд ткани, в связи с чем альтернативная стоимость пшеницы, равна одному ярду ткани, и наоборот. У Запада имеется сравнительное преимущество в производстве ткани в связи с тем, что альтернативная стоимость ткани составляет одну треть бушеля пшеницы по сравнению с одним бушелем пшеницы на Востоке. Точно так же у Вос тока имеется сравнительное преимущество по пшенице потому, что альтернативная стоимость составляет один ярд ткани вместо трех на Западе.

Сравнительное преимущество может привести к возникновению торговли между Востоком и Западом с учетом транспортных расходов Торговля между двумя д омохозяйствами выгодна только в том случае, если различия в уровнях производительности достато чно ве лики для того, чтобы компенсировать затра ты на перевозку пшеницы и ткани между двумя территориями. Торговля будет выгодной, только если транспортные расходы малы относительно различий в уровнях производительности.

Если чистая прибыль от торговли имеет положительное значение, то западные домохозяйства будут специализироваться на производстве ткани, а восточные — на выращивании пшеницы.

3. Эффект масштаба на транспорте и торговые города

Торговля ведет к развитию торгового города только тогда, когда присутствует эффект масштаба на транспорте. Чтобы объяснить значение этого эффекта, предположим, что никакого эффекта масштаба нет: транспортные расходы на бушель пшеницы (или ярд ткани) на милю не зависят от объема перевозок.В этом случае домохозяйства из двух регионов осуществляют прямую торговлю: чтобы обменять ткань и пшеницу, каждое восточное домохозяйство связывается с западным домохозяйством.

Если, однако, имеется эффект масштаба на транспорте, то затраты на единицу снижаются по мере того, как возрастает объем перевозок, поэтому дешевле перевозить большие объемы пшеницы и ткани. Используя этот эффект масштаба, торговые компании могут собирать, перевозить и продавать товары при меньших затратах, чем несут домохозяйства, вступая в прямые сязи.

Торговые компании размещаются в местах, удобных для сбора и продажи товаров, что ведет к появлению рынков на пересечениях дорог, в портах, местах слияния рек и других перевалочных пунктах (экономия обусловленная местоположением).

Решения о месте расположения торговцев приводят к возникновению городов-рынков. Люди, нанимаемые на работу торговыми фирмами, живут поблизости от рынка, чтобы экономить на затратах на поездки на работу и обратно, что способствует росту цен на землю. По мере того как цена на землю растет, жители экономят на затратах на землю, занимая относительно небольшие участки земли. Иными словами, плотность населения вокруг рынка выше чем плотность населения на остальной территории региона.

Поскольку городом называется место с относительно высокой плотностью населения, комбинация сравнительного преимуществами эффекта масштаба на транспорте приводит к развитию города-рынка.

Город рынок развивается потому, что удовлетворяются три условия. Во-первых, производительность в сельском хозяйстве достаточно высока для того, чтобы сельскохозяйственные рабочие производили достаточно пшеницы и ткани для себя и городских торговцев. Излишки сельскохозяйственной продукции потребляются городскими рабочими. Во- вторых, различия в уровнях производительности, приводящие к появлению сравнительного преимущества, достаточно велики, чтобы компенсировать транспортные расходы, в связи с чем развивается торговля. В-третьих, имеется эффект масштаба на транспорте, что делает крупномасштабную торговлю и централизованные рынки эффективными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow