· Не удивляться осложнённому поведению(наивное удивление, к сожалению, это бывает).
· Присоединиться к субъекту осложнённого поведения (я тебя понимаю).
· Обрисовать предметный и социальный результат поведения.
· Представить иной образец поведения в качестве возможного решения.
· Апелляция к самосознанию субъекта (как ты считаешь).
· Попытка оправдать случившееся серьёзными причинами (в твоём возрасте это бывает).
· Предложить неожиданное правильное решение (яркое побуждение к разрешению дисгармонии).
Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие:
Ситуация авансирования доверием (А.С.Макаренко)- создаются условия для выражения доверия со стороны коллектива или значимого для ребёнка взрослого. Подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.
Ситуация непринуждённой принудительности (Т.Е.Конникова)- влияние конкретной ситуации в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, благодаря чему складывается позиция субъекта.
|
|
Ситуация свободного выбора (О.С.Богданова, В.А.Караковский) – школьник получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.
Ситуация соотнесения (Х.Й.Лийметс) – предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта; когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию.
Ситуация соревнования (А.Н.Лутошкин) – предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат достижение лучших в сравнении с другими показателей.
Ситуация успеха (О.С.Газман, В.А.Караковский, А.С.Белкин) – создаётся, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в себе.
Ситуация творчества (В.А.Караковский) – создание таких условий, в которых актуализируется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, умение выйти из нестандартных ситуации.
Великодушное прощение — совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное.
Компромисс — нахождение общих решений с использованием взаимных уступок и выражения уважения личности другого.
Опора на положительное в человеке как сосредоточение воспитателя на позитивном в воспитаннике и в окружающем мире.
Оставление наедине с собой — не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику самому разобраться в негативной стороне поступка.
Подкрепление положительное — действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это может быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное вознаграждение...
|
|
Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием достоинств и достижений, позволяет сформировать позитивную самооценку и стимулировать дальнейшую позитивную деятельность воспитанника.
«Я»-сообщение — прием педагогической оценки, применяемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его отношение и действия. Это высказывание типа: «Я так переживала...», «Я всегда волнуюсь, когда...», «Я не находила себе места» и т.п.
«Ты»-сообщение — прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предположении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя скорее всего...»**.
Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого кон такта можно выразить личное: в начале встречи с классом — «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем работать!»; в случае затруднений — «Не бойтесь! Я с вами!»;
можно сделать замечание, выразить недоумение, удивление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви... Да что угодно!
Тонкий намек (косвенное воздействие). Из воспоминаний о Ф.Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все сидят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы принести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слушают и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» — как бы между прочим замечает Раневская. В методике воспитания успешно используются методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия...
Таким образом, воспитательная технология представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических взаимодействий для достижения комплексной цели воспитания. Это своего рода искусство взаимодействия педагогов со школьниками и друг с другом.