Приёмы технологии профессиональной реакции на осложнённое поведение

· Не удивляться осложнённому поведению(наивное удивление, к сожалению, это бывает).

· Присоединиться к субъекту осложнённого поведения (я тебя понимаю).

· Обрисовать предметный и социальный результат поведения.

· Представить иной образец поведения в качестве возможного решения.

· Апелляция к самосознанию субъекта (как ты считаешь).

· Попытка оправдать случившееся серьёзными причинами (в твоём возрасте это бывает).

· Предложить неожиданное правильное решение (яркое побуждение к разрешению дисгармонии).

Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие:

Ситуация авансирования доверием (А.С.Макаренко)- создаются условия для выражения доверия со стороны коллектива или значимого для ребёнка взрослого. Подход к воспитаннику с оптимистической гипотезой, верой в его силы и возможности, надеждой на будущие успехи.

Ситуация непринуждённой принудительности (Т.Е.Конникова)- влияние конкретной ситуации в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, благодаря чему складывается позиция субъекта.

Ситуация свободного выбора (О.С.Богданова, В.А.Караковский) – школьник получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.

Ситуация соотнесения (Х.Й.Лийметс) – предполагает оценку, принятие решения и поступка на основе уже имеющегося опыта; когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию.

Ситуация соревнования (А.Н.Лутошкин) – предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат достижение лучших в сравнении с другими показателей.

Ситуация успеха (О.С.Газман, В.А.Караковский, А.С.Белкин) – создаётся, когда нужно поддержать коллектив или отдельного школьника, закрепить положительное в их развитии, преодолеть неуверенность в себе.

Ситуация творчества (В.А.Караковский) – создание таких условий, в которых актуализируется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, умение выйти из нестандартных ситуации.

Великодушное прощение — совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недо­статочности развития и неспособности осознать содеянное.

Компромисс — нахождение общих решений с исполь­зованием взаимных уступок и выражения уважения лич­ности другого.

Опора на положительное в человеке как сосредоточе­ние воспитателя на позитивном в воспитаннике и в ок­ружающем мире.

Оставление наедине с собой — не обсуждать проступок и не давать оценки ему, а предоставить воспитаннику са­мому разобраться в негативной стороне поступка.

Подкрепление положительное — действие, вызывающее у воспитанника удовлетворение происшедшим; это мо­жет быть похвала воспитателя, эмоциональная реакция одобрения, восторг, дружеский жест, материальное воз­награждение...

Ситуация успеха сознательно создается воспитателем для проявления воспитанником лучших своих качеств, достижения успеха, сопровождается признанием досто­инств и достижений, позволяет сформировать позитив­ную самооценку и стимулировать дальнейшую позитив­ную деятельность воспитанника.

«Я»-сообщение — прием педагогической оценки, при­меняемый в тот момент, когда не требуется явно указать или открыто высказаться об отношении или поведении ученика, но необходимо тонко скорректировать его от­ношение и действия. Это высказывание типа: «Я так пе­реживала...», «Я всегда волнуюсь, когда...», «Я не нахо­дила себе места» и т.п.

«Ты»-сообщение — прием скрытой педагогической оценки, заключающийся в объяснении либо предполо­жении причин поступка воспитанника. Высказывания типа: «Ты, конечно...», «Тебе, вероятно...», «У тебя ско­рее всего...»**.

Контакт глаз как элемент педагогической техники, средства невербального общения. С помощью такого кон такта можно выразить личное: в начале встречи с клас­сом — «Успокаивайтесь! Рада вас видеть! Начинаем ра­ботать!»; в случае затруднений — «Не бойтесь! Я с вами!»;

можно сделать замечание, выразить недоумение, удив­ление, возмущение, не делая его достоянием других. Можно выразить сострадание, моральную поддержку, понимание, восторг, ощущение счастья и любви... Да что угодно!

Тонкий намек (косвенное воздействие). Из воспомина­ний о Ф.Г. Раневской: «Идет обсуждение пьесы. Все си­дят. Раневская, рассказывая что-то, встает, чтобы при­нести книгу, продолжает говорить стоя. Сидящие слуша­ют и вдруг: «Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят» — как бы между прочим замечает Раневская. В методике воспитания успешно ис­пользуются методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбад­ривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия...

Таким образом, воспитательная технология представляет собой систему взаимосвязанных между собой и последовательных педагогических взаимодействий для достижения комплексной цели воспитания. Это своего рода искусство взаимодействия педагогов со школьниками и друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: