Составные элементы воспитательных технологий и условия их эффективного применения (по Концепции воспитания детей и молодежи в РБ)

В Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Беларусь технология воспитания рассматривается в широком и в узком смыслах.В широком – как система последовательного развертывания педагогического мышления и педагогической деятельности, направленных на достижение поставленной цели. В узком – как проявление мастерства конкретного педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитиеличности в конкретной ситуации. В качестве основной в Концепции названа гуманистическая технология воспитания.

Таким образом, мы определяем воспитательную технологию как совокупность средств и методов осуществления воспитательного процесса для достижения поставленной цели научно-педагогического обоснования характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия.

Поскольку ведущими в воспитательном процессе являются гуманистическая и личностно-ориентированная технологии, то целесообразно выделить их ключевые составляющие, то есть составные элементы (по Концепции воспитания детей и молодежи в РБ):

Ø Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы понять внутренний мир ребенка, необходимо знать структуру потребностей, которая у него сложилась. Нужно изменить точку зрения относительно существующих “плохих” и “хороших” потребностей. Это педагогический миф. Потребности ребенка не имеют знака, они только обеспечивают ожидание и адаптацию. Но существуют социально принимаемые и социально не принимаемые способы удовлетворения потребностей. Следовательно, непосредственным “трансформатором” структуры потребностей являются положительные эмоции, которые сопровождают успешное удовлетворение этих потребностей. При этом используются эффективные механизмы реализации потребностей и формирования социально принимаемого поведения: воздействие на эмоционально-познавательную сферу (освоение правовых знаний, формирование моральных убеждений, изменение системы ценностей и отношения к реальности) и деятельная сфера (использование социально организованных форм деятельности, которая содействует формированию социально-позитивных потребностей).

Ø Позитивное восприятие ребенка педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявление всему тому, что заложила природа в ребенке, верить в его силы и способности. Нужно смотреть и на негативное в ребенке как на добрые качества, которым еще не нашлось применения. При этом бережно используется психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие. Оно определяет воспитание с преобладанием моральных средств, которые укрепляют психофизическое здоровье. Педагог принимает ребенка таким, каким он есть. И только благодаря терпению, сочувствию и любви, он будет становиться таким, каким его хочет видеть педагог, общество.

Ø Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Под насилием понимают то, что заставляет совершать действия, которые не соответствуют его совести, а значит, оно сдерживает развитие сил потенциала воспитанника, приводит к отставанию в физическом, моральном, духовном развитии. Этика ненасилия – основа гуманизма. Поэтому воспитание без принуждения и насилия содействует формированию личности, которая отрицает принуждение в любых формах, она обеспечивает развитие самопознания и ответственности. Только тот человек может овладеть гуманными принципами построения отношений с другими людьми, природой, самим собой, кто ответственен за свои действия и поступки, кто принимает другое – других людей, природу, как то, что нельзя завоевать, а с чем необходимо сотрудничать. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в представлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, право на собственное мнение, свою дорогу к истине (воспитательные ситуации).

Гуманистическая технология требует наличие в ребенке, молодом человеке таких качеств, как доброжелательность, открытость, целеустремленность, умение общаться, не быть высокомерным, понимать других, проявлять спокойствие и управлять своими эмоциями, давать себе объективную самооценку, не увеличивать конфликтные ситуации – находить компромиссы и взаимопонимание. Идея ненасилия включает следующие моменты отношений: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым на уступки и милосердие; учится анализировать ситуацию с позиции оппонента; признавать ценности другого как свои; никогда не отождествлять проблему и личность.

Ø Принятие ребенка таким, какой он есть (ребенок – высшая ценность). В организации воспитания нужно идти натуральным путем, от личности ребенка, выбирая за исходную точку не детей вообще, а конкретного индивида. Для этого нужно знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания вообще, есть только воспитание крайне конкретное и в конкретных условиях.

Ø Доверие ребенку. В этом суть настоящей гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия. Со стороны воспитанников гуманистические отношения проявляются в их открытости перед воспитателем, в уверенности в его понимании и доброжелательности. Только так воспитанник будет открыт воспитателю и будет готов принимать его советы и идти следом. Воспитатель, в свою очередь, выражает свое гуманистическое отношение при помощи веры в своих воспитанников, в их стремление к самоусовершенствованию.

Ø Признание ребенка как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса. Строго охранять его социальные и моральные права. Быть предусмотрительным, учитывать возраст, небогатый жизненный опыт, половые различия, помочь освободиться воспитаннику от комплексов, вести себя натурально и просто.

Ø Поддерживать ребенка в сложных жизненных ситуациях. Ребенок имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. У творческих педагогов это проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими оценками, не жалуются родителям на воспитанника, предлагают необходимую “опору”, дают ему право на свободный выбор. Основой поддержки является настоящий духовный контакт педагога и воспитанника.

Ø Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Это не значит, что нужно полностью исключить наказание. Дело в другом: воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

Ø Обращение личности ребенка к самой себе. Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы имел характер достижения самим ребенком поставленных целей. Общеизвестно, что ребенок выступает как объект воздействия семьи, школы, социального окружения, и в меньшей степени как объект воспитания. Воспитание, которое не ориентируется на развитие положительных качеств ребенка, не оправдывает своего назначения.

Ø Свобода и творчество – основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер. Творчество – не только путь к ненасилию в педагогике. Она выступает условием гуманизации процесса воспитания и тесно связана со свободой, потому что творчество возможно только при свободе самовыражения личности, реализации ее убеждений. Поэтому развитие творческой активности ребенка выступает одним из главных условий гуманистического воспитания.

Можно сделать вывод, что выше перечисленные составные элементы являются основой любой технологии воспитания, впоследствии они могут заложить фундамент для возникновения новых технологий.

Подводя итог, целесообразно отметить условия эффективного применения технологий воспитания:

ü воспитательный процесс должен организовываться на диагностическом и прогностическом основании (диагностика потребностей, уровня развития, сформированости навыков поведения);

ü учет личного опыта воспитанников, в том числе и негативного (отношение к окружающему миру, людям, к себе, степень активности, природный потенциал, навыки и приемы действий, эмоциональные реакции, ценности и потребности);

ü воспитание происходит во взаимодействии и во взаимоотношениях между субъектами (роль морального авторитета воспитателя, педагогическое управление системой внутриколлективных отношений, создание успешного эмоционального и психологического климата в группе);

ü организация разнообразных видов деятельности, способность удовлетворить и обогатить потребности детей в желаемых взаимоотношениях, творческом самовыражении, переживании успеха, уважении окружающих);

ü взаимосвязь и единство обучения и воспитания как основа процесса формирования личности (знания формируют взгляды, убеждения, чувства, черты личности, потребности, привычки поведения);

ü взаимосвязь воспитания и самовоспитания (воспитательное воздействие и взаимодействие приводят к желанию работать над собой, совершенствоваться; результаты самовоспитания облегчают воспитательное воздействие);

ü осуществление индивидуального подхода к воспитанию личности (учет особенностей личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, жизненного опыта);

ü профилактика негативных проявлений в жизнедеятельности воспитанника.

Таким образом, чтобы организовать воспитательную работу по той, или иной технологии нужно обязательно учитывать условия ее успешной реализации на практике.

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Воспитательная система -это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы имеет определенную структуру (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова). Ее компоненты:

(цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

(деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

(субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

(рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

(среда системы, освоенная субъектом;

(управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

развитие этой системы.)

Воспитательная система создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога, а также их социально- психологической защищенности.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

С точки зрения современной теории воспитания, «воспитательная система — упорядоченная совокупность компо­нентов воспитательного процесса (це­лей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект».

Понятие «воспитательная система», по мнению В.А. Караковского, отражает один из наиболее фундаменталь­ных факторов педагогической действительности: школа предстает как целостный социальный организм, имеющий собственную логику функционирования и развития, в котором происходят процессы саморегуляции и самоор­ганизации. В.А. Караковский дополняет определение воспи­тательной системы школы: это «целостный социальный организм, упорядоченный относительно противоречиво­го единства педагогических и непедагогических целей (то есть целей самих детей)». В этом сложность создания сис­темы, но в этом и залог ее успешности.

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие «воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», развитие», «целостность», «отношения», «структура». «взаимосвязь».

Структура воспитательной системы: педагогические цели, деятельность педагогов и учащихся, управленческая деятельность, педагогические средства (содержание деятельности, формы и методы педагогической деятельности).

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность. Разнообразие воспитательных систем: воспитательная система И.П. Иванова («Педагогика общей заботы»), А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Ю.П. Сокольникова, Н.Е. Щурковой, Обзор зарубежных воспитательных систем.(исторические и современные аспекты вопроса) Особенности воспитательной системы сельской школы В.А. Сухомлинский). Воспитательная система школы.

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

· Управление воспитательной системой - искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

· Содержание воспитательной системы - совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;

· Организация воспитательной системы - реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

· Общение - единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.

Первый этап - становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

Третий этап - окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив - это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь - воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности. Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

Характеристика некоторых воспитательных систем:

1. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.

2. «Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей «педагогики успеха», что позволяет проектировать работу школы по созданию условий гармоничного развития личности. Успех - это наиболее полное достижение поставленной цели. Школа - это субъект успешного развития. Воспитательные системы, выстроенные на основе идей «педагогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех - полное достижение поставленной цели, а достижение - предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

3. «Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности - нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема «точка удивления».

4. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом. Показательна в этом отношении воспитательная система В.А. Сухомлинского, применяемая в Павлышевской сельской школе. Он разработал ВС школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота. Ведущими идеями концепции В.А.Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно -нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. Главными источниками учебно- воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. В.А. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

5. Скаутизм как воспитательная система. Добровольное неполитическое движение. Скаутская организация - воспитательная система, н направленная на разностороннее развитие и воспитание личности. Основной принцип скаутизма- атриотизм, аполитичность, веротерпимость, внеклассовый характер. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря, трудовые.

Понятие ВС по Сластенину В.А.

Многие ученые и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом (Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, В. А. Караковский, Л.Кольберг, В.О.Кутьев, Н.Д. Никадров, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, Р. Штейнер и др.) пришли к выводу, что воспитание — осо­бая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу­чению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определе­ние воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности. Повышение эффек­тивности воспитательной работы связывают с созданием воспита­тельных систем (ВС).

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «струк­тура», «компонент», «взаимосвязь», «результативность» и др.

Отсюда воспитательная система (ВС)сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулиру­емое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнооб­разную деятельность и общение.

Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т.п.

В основу создания воспитательной системы как модели положе­на теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, прин­ципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие ак­тивной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

Теоретическая концепция ВС реализуется в четырех взаимосвя­занных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание (рис. 4).

Управление ВС рассматривается нами как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Функции управления ВС разнообразны: психолого-педагогичес­кая диагностика воспитательного процесса и деятельности его уча­стников; обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов); организация со­вместной, творческой, развивающей деятельности; сотрудничество школы, семьи и общественности; развитие гуманистических отно­шений между взрослыми и детьми.

Содержание ВС— это совокупность научных знаний, разнооб­разной информации, ценностных ориентиров, достижений куль­туры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

Организация ВС предусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

Общение как компонент ВС представляет единство трех эле­ментов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга). Эффек­тивность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совмест­ной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, об­щей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха).

Для любой воспитательной системы характерно не только на­личие связей и отношений между образующими ее компонента­ми, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношени­ях с которым система проявляет свою целостность.

Воспитательная система тесно связана с микро- и макросре­дой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй — обще­ство в целом.

Теория становления, развития и управления воспитательной системы свидетельствует о ее целесообразности, суть которой зак­лючается в следующем:

• при использовании системного подхода в воспитании проис­ходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности,
крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (це­левого, содержательного, организационно-деятельностного, тех­нологического, оценочно-результативного). Важно подчеркнуть, что всестороннее и гармоничное развитие личности может обеспе­чить лишь целостный воспитательный процесс;

• создание воспитательной системы, включающей в себя ос­военную социальную и природную среду, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на лич­ность;

• воспитательная система позволяет экономить время и силы субъектов деятельности. При построении системы следует уделять
особое внимание формированию традиций, они придают устой­чивость системе, повышают ее жизнеспособность;

• при построении воспитательной системы специально мо­делируются условия для самореализации и самоутверждения
личности, что, несомненно, способствует саморазвитию, твор­ческому самовыражению, проявлению неповторимой индивиду­альности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Эффективная воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду, стать реальным центром воспитания в школе и социуме.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: