Грузопотоки

В каждом конкретном случае перевозок грузов АТ обслуживает отдельные корреспонденции клиентуры между двумя определенными пунктами. Движение грузов между двумя пунктами называется грузовым потоком. Эти потоки в прямом и обратном направлении обычно неравны. Неравномерность оценивается коэффициентом неравномерности, т.е. отношением величины потока в прямом направлении к величине потока в обратном направлении:

ηн = Qпр/ Qобр .

Грузовые потоки могут быть местными и транзитными. Местным грузопотоком называется движение грузов между двумя смежными пунктами. Грузовой поток, следуемый из одного пункта в другой через промежуточный пункт или ряд пунктов, называется транзитным по отношению к промежуточным пунктам. Грузовой поток, образованный в результате корреспонденции пунктов, лежащих за пределами начальной и конечной точек автоли­нии, является транзитным для всей автолинии.

Наглядное представление о характере движения грузов по автолинии дают схемы (эпюры) грузовых потоков. Эпю­ры грузовых потоков строятся следующим образом: на гори­зонтальной линии, схематически отражающей направление трассы автомобильной дороги, по карте в линейном масштабе откладываются расстояния между пунктами, через которые проходит трасса дороги. По вертикали также в масштабе откладывается количество грузов, перевозимых между опреде­ленными пунктами. Количество грузов (грузовые потоки) каж­дого направления откладывается с правой стороны от оси го­ризонтальной линии по ходу движения. Эпюры строятся по видам грузов и направле­ниям (или общие — только по направлениям, без разделения по видам грузов).

Отрезки автолинии между двумя смежными пунктами называются перегонами.

Количество грузов, проходящих через определенное сечение автолинии в

единицу времени (сутки, месяц, год), называет­ся мощностью грузового потока.

Грузопотоки автолинии могут быть выражены в виде та­блицы, показывающей движение грузов по перегонам в пря­мом и обратном направлениях (см. таблицу 2.5)

Таблица 2.5

.

Для определения потребного количества подвижного со­става, размещения автотранспортных предприятий, грузовых автомобильных станций и агентств необходимо иметь данные о движении грузов не только по перегонам, но и по отдельным пунктам автолинии. Такие данные могут быть получены из эпюры грузопотоков.

При таком распределении объема перевозок количество груза, отправляемого из пункта и прибывающего в пункт, яв­ляется местным объемом перевозок, а количество груза, про­ходящее из одного пункта в другой, минуя третий, является по отношению к нему транзитом.

Общие эпюры грузопотоков и составленные на их основа­нии таблицы дают представление лишь о суммарных объемах перевозок между отдельными пунктами. Для определения ти­па подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механиз­мов и других расчетов при организации движения на автоли­нии этого недостаточно, необходимо знать структуру (состав) грузопотоков.

Аналогично грузообороту структура грузопо­токов разделяется на два основных вида: отраслевой и по спо­собам перевозки. Отраслевой вид грузопотоков характеризу­ется принадлежностью грузов к отдельным отраслям народно­го хозяйства: грузы сельского хозяйства, промышленности, торговли и т. д. Этот вид, необходимый для перспективного планирования размеров грузопотоков, не является достаточным критерием для выбора типа подвижного состава. Вид струк­туры грузопотоков по способам перевозки наиболее полно отра­жает условия, необходимые для выбора типа подвижного со­става и рациональной организации его работы. Принципы построения эпюры грузопотоков по отраслям народного хозяй­ства или способам перевозки аналогичны принципам построе­ния общей эпюры грузопотоков

Эпюры дают наглядное представление о движении грузов по автолинии и размерах грузопотоков как по всей автолинии, так и по отдельным ее участкам. На основании эпюры пред­ставляется возможным наметить пункты размещения автотранс­портных предприятий на автолинии, установить необходимую пропускную способность перегонов, произвести расчеты по ор­ганизации движения. В результате соединения в одном пунк­те нескольких направлений грузопотоков образуется транспортный узел (рис. 2.5).

Для определения интенсивности движения грузов по отдельным перегонам автолинии применяют эпюру

Грузонапряженностью называется количество груза, приходящегося на 1 км пути за какой-либо период. Эпюры грузонапряженности применяются при проектировании автодорог, когда необходимо определить интенсивность движения грузов по отдельным участкам дороги, и организации перевозок на от­дельных перегонах. Эпюры грузонапряженности строятся обычно по видам грузов (отраслевой тип).

Рис. 2.5 Транспортный узел

В соответствии с нормами проектирования автомобильных дорог общей сети технические параметры и категория автомобильных дорог определяются размерами перспективной среднесуточной интенсивности движения. Интенсивностью движения называется количество автомобилей, проходящее по дороге в обоих направлениях за определенный отрезок времени. Среднесуточная интенсивность движения грузовых ав­томобилей определяется по формуле:

Nгр = Qг / Др qср βγср,

где

Др — число дней работы грузовых автомобилей в течение года;

Qг — грузонапряженность перегона в обоих направлениях в год, т;

qср — средняя грузоподъемность автомобилей, движущихся по дороге, т;

β — коэффициент использования пробега; γср, — средний коэффи­циент использования грузоподъемности (отношение фактически пере­везенного груза к номинальной грузоподъемности автомобилей).

Количество грузов, перевозимых за год по автомобильной дороге в целом и отдельным ее перегонам, на перспективу рас­считывается по группам грузов и способам перевозки.

Вес грузов, перевозимых одним автомобилем (произведение qсрβγср), определяется расчетным путем.

Среднюю грузоподъемность qср расчетного автомобиля оп­ределяют числом автомобилей различных типов и их грузо­подъемностью:

qcp = qmPm + qcPc + qбРб

где

qm, qc, qб — грузоподъемность автомобилей различных типов (ма­лая, средняя, большая); PmcPcб — количество автомобилей раз­ной грузоподъемности по отношению ко всему составу грузового парка.

Коэффициент использования грузоподъемности рассчиты­вается исходя из среднего класса перевозимых грузов. Сред­нее значение коэффициента использования грузоподъемности γср может быть получено из выражения

γср = (Q1γ1 +Q2γ2 +Q3γ3 +Q4 γ4) / ∑ Q

где

Q1, Q2, Q3, Q4 — количество груза соответственно I, II, III, IV классов, т; γ1, γ2, γ3, γ4 - среднее значение коэффициента использования грузоподъемности соответственно для грузов I, II, III, IV классов; ∑ Q —общее количество груза, т.

Коэффициент использования пробега β, определяемый как отношение пробега автомобиля с грузом к общему его пробегу в километрах, наряду со средней грузоподъемностью автомо­биля и коэффициентом использования грузоподъемности зна­чительно влияет на размеры интенсивности движения по ав­томобильным дорогам. При движении подвижного состава по отдельным перегонам величина его может колебаться от 0,5 до 1. Определяется он путем расчета на отдельных марш­рутах следования подвижного состава по отдельным перего­нам и дороге в целом.

При организации перевозок грузов в условиях города не­обходимо учитывать, что грузовые потоки формируются в ре­зультате взаимной грузовой корреспонденции промышленных, строительных и торговых предприятий и организаций, они весьма разнообразны по составу и условиям обслуживания. При перевозке грузов строительных организаций транспортный процесс зачастую связан с технологическим процессом строи­тельства, продовольственные грузы в торговую сеть должны доставляться небольшими партиями и в определенные часы дня, перевозка почты требует работы автомобильного транс­порта по графику.

В целях облегчения изучения и определения направлений и мощности грузовых потоков территория города разбивается на отдельные, небольшие по площади участки (квадраты), называемые микрорайонами. В каждом микрорайоне устанав­ливается его центр, являющийся условной собирательной грузовой точкой. Грузовая корреспонденция и грузовые по­токи определяются между центрами микрорайонов, которые можно считать начальными и конечными точками движения грузов. Эпюра грузопотоков, наложенная на карту, называется картограммой грузопотоков.

При наличии в отдельных микрорайонах крупных грузообразующих или грузопоглощающих центров — товарной железнодорожной станции, крупных предприятий, торгово-складских баз и т. п. — необходимо установить их влияние на формирование грузовых потоков. В городских условиях гру­зовые потоки направляются по определенным улицам, рас­считанным на массовое грузовое движение, поскольку не все улицы города открыты для проезда грузовых автомобилей. Это в известной мере облегчает задачу определения мощности грузовых потоков. Определение расстояний перевозки грузов для расчета размеров грузооборота производится между цент­рами установленных микрорайонов.

Контрольные вопросы:

  1. Как можно классифицировать транспортные связи?
  2. Как определить структуру грузооборота?
  3. Как можно достичь снижения повторности перевозок?
  4. Что называется грузовым потоком?
  5. Как называется наглядное изображение структуры грузопотоков?
  6. Как определяется мощность грузового потока?
  7. Как определяется грузонапряженность?
  8. Как рассчитывается средняя интенсивность движения грузовых АТС?
  9. Каковы особенности определения грузопотоков в условиях города?

Тема 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: