Использование списочного парка в работе оценивается коэффициентом выпуска подвижного состава на линию αв, определяемым отношением:
- за один рабочий день:
αв = ∑Аэ / ∑Ас = ∑Аэ / (∑Аэ + ∑Ар + ∑Ап),
где Аэ - количество единиц ПС, находящихся в работе на линии; Ас - списочное количество ПС;
- за Дк дней работы:
αв = ∑АДэ/∑АДк= ∑АДэ/(∑АДэ + ∑AДp.+ ∑АДп),
где АДэ - автомобнле-дни работы на линии; АДр - автомобнле-дни простоя в ремонте и ожидании ремонта; АДп - автомобнле-дни простоя по организационно-техническим причинам; АДк - календарное количество автомобиле-дней в данном периоде.
Коэффициент выпуска подвижного состава определяют по типам и моделям подвижного состава раздельно.
Рассмотренный метод расчета коэффициента выпуска ПС через календарные автомобнле-дни нахождения на АТО не учитывает сложившиеся условия и фактический режим (время) работы предприятия (пятидневная, шестидневная или непрерывная неделя). Поэтому было бы более правильно определять коэффициент выпуска ПС через автомобнле-дни планируемой работы в данном периоде АДп.п, т. е. учитывать только то количество дней, в течение которых автотранспортное предприятие может выполнять перевозку грузов: αв = ∑АДэ/∑АДп.п.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию зависит от технического состояния парка АТС и степени их готовности к работе, четкого оперативного планирования перевозок диспетчерским аппаратом службы эксплуатации, обеспечения своевременного снабжения запасными частями и эксплуатационными материалами, укомплектования штата водителей в соответствии с численностью ПС и режимом работы АТО и от других факторов.
Рациональная система управления и более высокий уровень организации работы всех служб АТО обеспечивают высокий коэффициент выпуска подвижного состава на линию, который составляет по передовым АТО в среднем 0,75- 0,8.
Однако коэффициент выпуска ПС отражает только количественный выпуск подвижного состава на линию, при этом совершенно не учитывается использование его на линии во времени. Между тем фактическое время работы ПС на линии в часах может не совпадать по величине с запланированным временем работы. А учет использования ПС во времени чрезвычайно важен, так как планируемое время работы на линии не всегда используется полностью (вследствие преждевременного возвращения с линии по технической неисправности, отсутствия работы, позднего выезда на линию или по другим причинам). Поэтому при оценке работы ПС и определении степени его использования на линии во времени пользуются коэффициентом использованияпарка αи, рассчитываемый как отношение количества автомобиле-часов фактической работы на линии АТэ к автомобиле-часам, планируемым в зависимости от принятого режима работы ПС на линии АТн:
- за один день работы:
αи, = ∑ АТэ / ∑ АТн.
- за период Д дней:
αи, = ∑ АДТэ / ∑ АДТн.
Коэффициент использования парка ПС не планируют, но при анализе фактической работы его обязательно учитывают для выявления недостатков и причин срыва работы подвижного состава на линии. В передовых АТО величина αи составляет 0,65 - 0,7.
Таким образом, залогом успешного выполнения и перевыполнения намеченной программы перевозок является ежедневная работа на линии запланированного количества единиц подвижного состава при надлежащем их использовании во времени.
Контрольные вопросы:
1. Что называется парком подвижного состава и как он определяется?
2. Как определяют среднюю грузоподъемность парка ПС?
3. Какие показатели определяют техническую готовность парка ПС? От чего она зависит?
4. Каковы основные показатели использования парка ПС и как они рассчитываются?