Показатели использования парка ПС

Использование списочного парка в работе оценивается коэффициентом выпуска подвижного состава на линию αв, определяемым отношением:

- за один рабочий день:

αв = ∑Аэ / ∑Ас = ∑Аэ / (∑Аэ + ∑Ар + ∑Ап),

где Аэ - количество единиц ПС, находящихся в рабо­те на линии; Ас - списочное количество ПС;

- за Дк дней работы:

αв = ∑АДэ/∑АДк= ∑АДэ/(∑АДэ + ∑AДp.+ ∑АДп),

где АДэ - автомобнле-дни работы на линии; АДр - автомобнле-дни простоя в ремонте и ожидании ремонта; АДп - автомобнле-дни простоя по организационно-техническим причинам; АДк - календарное коли­чество автомобиле-дней в данном периоде.

Коэффициент выпуска подвижного состава определяют по типам и моделям подвижного состава раздельно.

Рассмотренный метод расчета коэффициента выпуска ПС через календарные автомобнле-дни нахож­дения на АТО не учитывает сложившиеся условия и фактический режим (время) работы предприятия (пятидневная, шестидневная или непрерывная неделя). Поэтому было бы более правильно определять коэффициент выпуска ПС через автомобнле-дни планируемой работы в дан­ном периоде АДп.п, т. е. учитывать только то количество дней, в течение которых автотранспортное предприятие может вы­полнять перевозку грузов: αв = ∑АДэ/∑АДп.п.

Коэффициент выпуска подвижного состава на линию зави­сит от технического состояния парка АТС и степени их готовности к работе, четкого оперативного планирования перевозок диспетчерским аппаратом службы эксплуатации, обеспечения своевременного снабжения запасными частями и эксплуатационными материалами, укомплектования штата водителей в соответствии с численностью ПС и режимом работы АТО и от других факторов.

Рациональная система управления и более высокий уро­вень организации работы всех служб АТО обеспечивают вы­сокий коэффициент выпуска подвижного состава на линию, который составляет по передовым АТО в среднем 0,75- 0,8.

Однако коэффициент выпуска ПС отража­ет только количественный выпуск подвижного состава на ли­нию, при этом совершенно не учитывается использование его на линии во времени. Между тем фактическое время работы ПС на линии в часах может не совпадать по величине с запланированным временем работы. А учет исполь­зования ПС во времени чрезвычайно важен, так как планируемое время работы на ли­нии не всегда используется полностью (вследствие преждевре­менного возвращения с линии по технической неисправности, отсутствия работы, позднего выезда на линию или по другим причинам). Поэтому при оценке работы ПС и определении степени его использования на линии во времени пользуются коэффициентом использованияпарка αи, рассчи­тываемый как отношение количества автомобиле-часов фак­тической работы на линии АТэ к автомобиле-часам, планируемым в зависимости от принятого режима работы ПС на линии АТн:

- за один день работы:

αи, = ∑ АТэ /АТн.

- за период Д дней:

αи, = ∑ АДТэ /АДТн.

Коэффициент использования парка ПС не планируют, но при анализе фактической работы его обяза­тельно учитывают для выявления недостатков и причин срыва работы подвижного состава на линии. В передовых АТО вели­чина αи составляет 0,65 - 0,7.

Таким образом, залогом успешного выполнения и перевы­полнения намеченной программы перевозок является ежеднев­ная работа на линии запланированного количества единиц подвижного состава при надлежащем их использовании во времени.

Контрольные вопросы:

1. Что называется парком подвижного состава и как он определяется?

2. Как определяют среднюю грузоподъемность парка ПС?

3. Какие показатели определяют техническую готовность парка ПС? От чего она зависит?

4. Каковы основные показатели использования парка ПС и как они рассчитываются?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: