Использование пробега ПС

За время работы на линии ПС про­ходит определенный путь, который называется пробегом, и измеряется в километрах. Путь, пройденный за время нахож­дения на линии, называется общим пробегом Lобщ; путь, пройденный за сутки, - суточным пробегом Lc подвижного состава. Общий пробег Lобщ складывается из пробега с грузом Lr, пробега без груза Lбг и нулевого пробега Lo:

Lобщ = Lг + Lб.г + Lo.

Путь, пройденный с грузом, явля­ется nризводительным пробегом, без груза - неnроuзводu­тельным. Нулевые пробеги вызываются необходимостью по­дачи подвижного состава от АТО к месту первой погрузки груза и возвращения его по окончании работы с последнего места разгрузки. К нулевому пробегу относятся также заезды JJОДВИЖНОГО состава, не связанные с выполнением транспорт­ного процесса (заправка топливом, техническое обслужива­ние и т. п.).

Рис. 4.1. Схема пробега по­движного состава:

АТП - автотранспортное предприятие;

В - грузоотправитель;

А­ – грузополучатель.

Непроизводительные пробеги ПС между корреспондирующими пунктами могут быть из-за неравно­мерности грузопотоков в прямом и обратном направлении или в результате плохой организации перевозок.

Степень производительного использования общего пробе­га подвижного состава определяется коэффициентом исполь­зования пробега β, рассчитываемым как отношение пробега с грузом к общему пробегу ПС за данный пе­риод:

для единицы подвижного состава: β = Lг/Lобщ,

для парка подвижного состава: β =∑ Аэ Lг/ ∑АэLобщ.

При планировании перевозок, когда рассчитать коэффици­ент использования пробега по соотношению производительного и общего пробега невозможно, его определяют на осно­вании предстоящего объема перевозок и грузооборота с учетом рода груза, расстояния перевозки и неравномерности грузо­потоков.

При перевозке груза между двумя корреспондирующими пунктами коэффициент использования пробега оп­ределяют как отношение суммы планируемого объема перево­зок Qп к возможному объему при полном использовании пробега подвижного состава:

β =∑ Qп / ∑

Применительно к рассматриваемому случаю коэффициент использования пробега может быть рассчитан:

а) если Q1 = Q2 и γ1 = γ2, тогда

β =(Q1+Q2)/2Q1 или β =(Q1+Q2)/2Q2;

б) если Q1 ≠ Q2 и γ1 = γ2, тогда

β =(Q1+Q2)/2Qмах

в) если Q1 ≠ Q2 и γ1 ≠ γ2 , тогда

β = (Q1 γ1 + Q2 γ2 )/ 2(Q γ )мах,

где

Q1 и Q2 объем перевозимого груза соответственно в прямом и об­ратном направлениях; γ1 и γ2 - коэффициенты использования грузо­подъемности подвижного состава, соответствующие роду перевозимого груза.

При перевозке груза между тремя и более корреспондирую­щими пунктами коэффициент использования пробега опре­деляют через грузооборот в тонно-километрах как отношение планируемого грузооборота Рп к возможному Рв при пол­ном использовании пробега подвижного состава по маршруту:

β =∑ Рп / ∑ Рв.

Коэффициент использования пробега зависит в основном от структуры и направления грузопотоков, организации транспортного процесса и маршрутизации перевозок, опера­тивного планирования и диспетчерского руководства, территориального расположения АТО по отношению к основным грузообразующим и грузопоглощающим пунктам. Коэффициент использования пробега в передовых АТП составляет в среднем 0,64-0,65.

Величина коэффициента использования пробега оказывает большое влияние на уровень производительности ПС. При организации движения и составлении марш­рутов перевозок грузов АТО стремятся сокращать непроизво­дительные пробеги путем загрузки его как в пря­мом, так и в обратном направлениях. С этой целью работники служ­бы эксплуатации тща­тельно изучают грузо­оборот района перево­зок, структуру грузо­потоков корреспондирующих пунктов и их объем перевозок, организуют кольцевые маршруты и работу подвижного состава с заездами.

Для изыскания попутного гру­за АТО прибегают к услугам транспортно-экспедиционных фирм и агентств, устанавливают прямые связи со сбыто­выми и снабженческими организациями и др.

Для более производительного использования пробега по­движного состава диспетчерский аппарат службы эксплуа­тации при составлении маршрутов перевозок грузов исполь­зует все имеющиеся в его распоряжении средства, включая математические методы и ЭВМ. Для руководства перевозками и координации работы разных АТО в обслуживаемом районе (городе) создаются отделы централизованного руководства пе­ревозками, межведомственные диспетчерские службы, инфор­мационно-вычислительные центры, в задачу которых входит рационально организовать перевозки грузов по заранее составленным маршрутам


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: