За время работы на линии ПС проходит определенный путь, который называется пробегом, и измеряется в километрах. Путь, пройденный за время нахождения на линии, называется общим пробегом Lобщ; путь, пройденный за сутки, - суточным пробегом Lc подвижного состава. Общий пробег Lобщ складывается из пробега с грузом Lr, пробега без груза Lбг и нулевого пробега Lo:
Lобщ = Lг + Lб.г + Lo.
Путь, пройденный с грузом, является nризводительным пробегом, без груза - неnроuзводuтельным. Нулевые пробеги вызываются необходимостью подачи подвижного состава от АТО к месту первой погрузки груза и возвращения его по окончании работы с последнего места разгрузки. К нулевому пробегу относятся также заезды JJОДВИЖНОГО состава, не связанные с выполнением транспортного процесса (заправка топливом, техническое обслуживание и т. п.).
Рис. 4.1. Схема пробега подвижного состава:
АТП - автотранспортное предприятие;
В - грузоотправитель;
А – грузополучатель.
Непроизводительные пробеги ПС между корреспондирующими пунктами могут быть из-за неравномерности грузопотоков в прямом и обратном направлении или в результате плохой организации перевозок.
Степень производительного использования общего пробега подвижного состава определяется коэффициентом использования пробега β, рассчитываемым как отношение пробега с грузом к общему пробегу ПС за данный период:
для единицы подвижного состава: β = Lг/Lобщ,
для парка подвижного состава: β =∑ Аэ Lг/ ∑АэLобщ.
При планировании перевозок, когда рассчитать коэффициент использования пробега по соотношению производительного и общего пробега невозможно, его определяют на основании предстоящего объема перевозок и грузооборота с учетом рода груза, расстояния перевозки и неравномерности грузопотоков.
При перевозке груза между двумя корреспондирующими пунктами коэффициент использования пробега определяют как отношение суммы планируемого объема перевозок Qп к возможному объему Qв при полном использовании пробега подвижного состава:
β =∑ Qп / ∑ Qв
Применительно к рассматриваемому случаю коэффициент использования пробега может быть рассчитан:
а) если Q1 = Q2 и γ1 = γ2, тогда
β =(Q1+Q2)/2Q1 или β =(Q1+Q2)/2Q2;
б) если Q1 ≠ Q2 и γ1 = γ2, тогда
β =(Q1+Q2)/2Qмах
в) если Q1 ≠ Q2 и γ1 ≠ γ2 , тогда
β = (Q1 γ1 + Q2 γ2 )/ 2(Q γ )мах,
где
Q1 и Q2 объем перевозимого груза соответственно в прямом и обратном направлениях; γ1 и γ2 - коэффициенты использования грузоподъемности подвижного состава, соответствующие роду перевозимого груза.
При перевозке груза между тремя и более корреспондирующими пунктами коэффициент использования пробега определяют через грузооборот в тонно-километрах как отношение планируемого грузооборота Рп к возможному Рв при полном использовании пробега подвижного состава по маршруту:
β =∑ Рп / ∑ Рв.
Коэффициент использования пробега зависит в основном от структуры и направления грузопотоков, организации транспортного процесса и маршрутизации перевозок, оперативного планирования и диспетчерского руководства, территориального расположения АТО по отношению к основным грузообразующим и грузопоглощающим пунктам. Коэффициент использования пробега в передовых АТП составляет в среднем 0,64-0,65.
Величина коэффициента использования пробега оказывает большое влияние на уровень производительности ПС. При организации движения и составлении маршрутов перевозок грузов АТО стремятся сокращать непроизводительные пробеги путем загрузки его как в прямом, так и в обратном направлениях. С этой целью работники службы эксплуатации тщательно изучают грузооборот района перевозок, структуру грузопотоков корреспондирующих пунктов и их объем перевозок, организуют кольцевые маршруты и работу подвижного состава с заездами.
Для изыскания попутного груза АТО прибегают к услугам транспортно-экспедиционных фирм и агентств, устанавливают прямые связи со сбытовыми и снабженческими организациями и др.
Для более производительного использования пробега подвижного состава диспетчерский аппарат службы эксплуатации при составлении маршрутов перевозок грузов использует все имеющиеся в его распоряжении средства, включая математические методы и ЭВМ. Для руководства перевозками и координации работы разных АТО в обслуживаемом районе (городе) создаются отделы централизованного руководства перевозками, межведомственные диспетчерские службы, информационно-вычислительные центры, в задачу которых входит рационально организовать перевозки грузов по заранее составленным маршрутам