При организации и планировании перевозок необходимо учитывать причины снижения уровня использования грузоподъемности подвижного состава и проводить мероприятия, способствующие их устранению.
Таким образом, на уровень коэффициента использования грузоподъемности влияют род перевозимого груза, paзмep отдельных его партий, вид тары и способ укладки груза в кузове, применяемый тип подвижного состава и расстояние перевозки.
Влияние рода груза на уровень коэффициента использования грузоподъемности сказывается через его плотность, размеры и физические свойства груза. Так, при перевозке навалочных сыпучих грузов (песок, глина, щебень, гравий и т. п.) с плотностью более 1,0 т/мЗ может быть полностью использована грузоподъемность ПС всех типов и моделей. При перевозке штучных крупногабаритных грузов в таре и без нее (станки, сельскохозяйственные машины, механическое оборудование), имеющих большую плотность вещества, невозможно полностью использовать номинальную грузоподъемность подвижного состава, так как при этом не используется часть площади кузова, т. е. грузовместимость.
При перевозке грузов малыми партиями (расчетная масса которых меньше номинальной грузоподъемности ПС) значительно снижаются использование грузоподъемности и выработка АТС в тоннах.
Для повышения коэффициента использования грузоподъемности производят подгруппировку и укрупнение мелких отправок грузов, наращивают борта кузова автомобиля, рационально укладывают груз в кузове, используют специализированный ПС.
Из формулы γн = Fhd/q; можно определить необходимую высоту наращивания бортов кузова hH для более полного использования грузоподъемности подвижного состава (γ = 1): hн = (q γ/ Fd)- hб (hб - высота бортов кузова автомобиля, м).
Повышение коэффициента использования грузоподъемности является важной задачей организации перевозок, так как уменьшает потребное количество ПС, необходимого для выполнения заданного объема перевозок, и увеличивает его производительность.
Контрольные вопросы:
- Какими показателями характеризуется использование грузовместимости и грузоподъемности?
- Как определяется коэффициент использования грузоподъемности для навалочных грузов? Для штучных грузов?
- Дать характеристику и способу определения статического коэффициента использования грузоподъемности.
- Как определяется коэффициент динамического использования грузоподъемности?
- Какие факторы влияют на коэффициент использования грузоподъемности?
- Какие методы можно использовать для улучшения показателя использования грузоподъемности?






