При организации и планировании перевозок необходимо учитывать причины снижения уровня использования грузоподъемности подвижного состава и проводить мероприятия, способствующие их устранению.
Таким образом, на уровень коэффициента использования грузоподъемности влияют род перевозимого груза, paзмep отдельных его партий, вид тары и способ укладки груза в кузове, применяемый тип подвижного состава и расстояние перевозки.
Влияние рода груза на уровень коэффициента использования грузоподъемности сказывается через его плотность, размеры и физические свойства груза. Так, при перевозке навалочных сыпучих грузов (песок, глина, щебень, гравий и т. п.) с плотностью более 1,0 т/мЗ может быть полностью использована грузоподъемность ПС всех типов и моделей. При перевозке штучных крупногабаритных грузов в таре и без нее (станки, сельскохозяйственные машины, механическое оборудование), имеющих большую плотность вещества, невозможно полностью использовать номинальную грузоподъемность подвижного состава, так как при этом не используется часть площади кузова, т. е. грузовместимость.
|
|
При перевозке грузов малыми партиями (расчетная масса которых меньше номинальной грузоподъемности ПС) значительно снижаются использование грузоподъемности и выработка АТС в тоннах.
Для повышения коэффициента использования грузоподъемности производят подгруппировку и укрупнение мелких отправок грузов, наращивают борта кузова автомобиля, рационально укладывают груз в кузове, используют специализированный ПС.
Из формулы γн = Fhd/q; можно определить необходимую высоту наращивания бортов кузова hH для более полного использования грузоподъемности подвижного состава (γ = 1): hн = (q γ/ Fd)- hб (hб - высота бортов кузова автомобиля, м).
Повышение коэффициента использования грузоподъемности является важной задачей организации перевозок, так как уменьшает потребное количество ПС, необходимого для выполнения заданного объема перевозок, и увеличивает его производительность.
Контрольные вопросы:
- Какими показателями характеризуется использование грузовместимости и грузоподъемности?
- Как определяется коэффициент использования грузоподъемности для навалочных грузов? Для штучных грузов?
- Дать характеристику и способу определения статического коэффициента использования грузоподъемности.
- Как определяется коэффициент динамического использования грузоподъемности?
- Какие факторы влияют на коэффициент использования грузоподъемности?
- Какие методы можно использовать для улучшения показателя использования грузоподъемности?