Погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) на АТ являются составной частью транспортного процесса. Время простоя при выполнении этих операций составляет значительную часть от общего времени работы ПС на линии и складывается из нормируемого времени tпр простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой груза на одну ездку и сверхнормируемого времени tсн, которое возникает в пунктах погрузки и разгрузки и зависит от многих причин.
При организации и планировании перевозок в расчетах принимается только нормируемое время простоя под погрузкой и разгрузкой, которое зависит от способа производства ПРР, грузоподъемности ПС, рода груза и вида тары.
Нормируемое время простоя подвижного состава приведено в прейскуранте N2 13-01-01 (1986) единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом, где раздельно нормируется время простоя в зависимости от грузоподъемности подвижного состава при:
- механизированном и немеханизированном способах ПРР для навалочных грузов, включая вязкие и полувязкие, и отдельно для прочих грузов, включая растворы строительные;
|
|
- простое автомобильных цистерн при наливе и сливе самотеком;
- перевозке грузов автомобилями-фургонами;
- выполнении ПРР для автомобилей-самосвалов, занятых на транспортировании породы и полезных ископаемых на открытых горных работах, а также при перевозке массовых навалочных грузов промышленности и строительства;
- механизированной погрузке или разгрузке универсальных железнодорожных и автомобильных контейнеров.
В нормируемое время погрузки и разгрузки грузов включено время, необходимое для маневрирования автомобиля, увязывания и развязывания груза, покрытия груза брезентом и снятия брезента, открытия и закрытия бортов (дверей) ПС, очистки кузовов при перевозке бетона, горячего асфальта и других масс, оформления транспортных документов и выполнения прочих вспомогательных операций. Кроме основных норм времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями предусматривается и учитывается дополнительное время на производство различных операций: взвешивание груза, пересчет, заезд в промежуточные пункты и т. д.
Время прибытия ПС под погрузку исчисляется с момента предъявления водителем путевого листа в пункте погрузки, а время прибытия автомобиля под разгрузку - с момента предъявления водителем товарно-транспортной накладной в пункте разгрузки.
Среднее время простоя подвижного состава под погрузкой и разгрузкой на одну ездку определяют по формуле
tпрср = ∑Аэ z tпр /∑Аэz,
где z - количество ездок.
Простои подвижного состава под погрузкой и разгрузкой сверх установленных норм нарушают график перевозки, сокращают количество ездок, резко снижают производительность ПС. Их следует строго учитывать и тщательно анализировать с целью выработки мероприятий, способствующих их сокращению. Для сокращения времени простоя подвижного состава должны быть предусмотрены эффективные средства механизации ПРР, пакетирование мелкоштучных грузов, использование поддонов и контейнеров; при необходимости используют простейшие приспособления, облегчающие ручной труд грузчиков.
|
|
Отношение фактического времени простоя ПС под погрузкой и разгрузкой tпрф к нормируемому времени tnp характеризуется коэффициентом сверхнормативного времени простоя φ
φ = tпрф / tnp.