ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Цели лекции:
В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:
- порядок рационального закрепления потребителей за поставщиками, особенности маршрутизации перевозок;
- ИМЕТЬ представление о построении оптимального плана перевозок грузов.
План лекции:
1. Централизованная система оперативного планирования.
2. Маршрутизация перевозок.
3. Определение оптимального плана перевозок грузов.
1. Централизованная система оперативного планирования.
При централизованном оперативном планировании одна транспортная организация занимается вопросами организации и планирования перевозок для группы АТО. Общий порядок оперативного планирования перевозок остается при этом прежний, с той лишь разницей, что он осуществляется не для одного, а для группы АТО.
Центральная транспортная организация принимает заявки от АТО на перевозку грузов и на основании их составляет сменно-суточный план движения подвижного состава по рациональным маршрутам, выписывает путевые листы и составляет плановые задания водителям. Выписанные путевые листы направляются в АТО для выдачи их водителям.
|
|
В ряде случаев функции такой транспортной организации выполняют информационные вычислительные центры (ИВЦ) при областных автотранспортных управлениях. По группам областей создаются узловые координационные центры по организации и оперативному планированию перевозок в зоне нескольких областей. Связь автотранспортных предприятии с ИВЦ осуществляется по телетайпам и ультракоротковолновой радиосвязи, с помощью которых создается глубоко эшелонированная система связи по схеме АТО - областное транспортное управление - ИВЦ.
Может существовать система отраслевого управления автотранспортными предприятиями, при которой создаются специалнзированные транспортные управления по перевозке строительных, промышленных, торговых и других грузов. Эти транспортные управления наряду с общим руководством АТО осуществляют только часть оперативного планирования, касающегося маршрутизации перевозок. Все остальные функции оперативного планирования и организации перевозок, а также ответственность за выполнение плана перевозок остаются за автотранспортными предприятиями. Отраслевые управления оказывают только помощь автотранспортным предприятиям в достижении наиболее высоких показателей работы подвижного состава.
На основании приказов-нарядов на централизованную перевозку грузов, получаемых отраслевыми управлениями от сбытовых организаций, составляются суточные карты грузопотоков по микрорайонам. Суточные карты грузопотоков составляются отдельно по группам грузов и типам подвижного состава. В карту вносятся номер приказа-наряда, номер или наименование завода-грузоотправнтеля, наименование продукции, количество продукции в тоннах с разбивкой по сменам доставки, адрес доставки и расстояние перевозки. В соответствии с данными о перевозке грузов, внесенными в суточные карты грузопотоков, форма которых воспроизводит микрорайоны города, составляются рациональные маршруты. При составлении рациональных маршрутов производится увязка грузов, перевозимых различными автотранспортными предприятиями системы отраслевого управления с заводов-изготовителей. На основании спланированной суточной карты грузопотоков выписываются путевые листы, рассчитываются плановые задания водителю по рациональным маршрутам и составляется суточный план увязки.
|
|
В суточный план увязки заносятся все рациональные маршруты с указанием вида и количества груза (продукции), наименование грузоотправителя, модели автомобиля, очередности ездок и наименование АТО, производящего перевозку.
Выписанные путевые листы за определенными порядковыми номерами направляются в АТО, а план увязки передается в отраслевую диспетчерскую для контроля за перевозкой.
Номера приказов-нарядов, по которым составляются рациональные маршруты, сообщаются АТО, с тем чтобы они не планировали по ним перевозку грузов. Планирование грузовых карт и выписка путевых листов по приказам-нарядам, не включаемым в план увязки, производится автотранспортным предприятием.
Эффективность такой централизованной системы оперативного планирования значительно выше системы планирования каждым автотранспортным предприятием самостоятельно.
Планирование работы автомобилей по часовому графику, планирование перевозок с разгрузкой транспортной организацией производится, как правило, в централизованном порядке отраслевыми управлениями. Концентрация значительного объема перевозок в централизованных транспортных организациях (ИВЦ) сделала возможным применение в больших масштабах математических методов в оперативном планировании централизованных перевозок на основе использования ЭВМ, что обеспечило значительное улучшение использования автомобильного парка и снижение транспортных издержек.
С помощью математических методов и ЭВМ успешно решаются такие задачи, как рациональное закрепление потребителей за поставщиками (для сокращения среднего расстояния перевозок), маршрутизация (для уменьшения порожних пробегов автомобилей), закрепление АТО за клиентурой (с целью сокращения нулевых пробегов) и т. д. На основе применения математических методов при решении многовариантных задач планирования перевозок можно определить оптимальный вариант плана, что при обычных методах расчетов практически невозможно.
Поскольку в оперативном планировании перевозок одним из наиболее важных элементов является их маршрутизация, рассмотрим этот вопрос более подробно.