Тема 25 1. Централизованная система оперативного планирования

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:

- порядок рационального закрепления потребителей за поставщиками, особенности маршрутизации перевозок;

- ИМЕТЬ представление о построении оптимального плана перевозок грузов.

План лекции:

1. Централизованная система оперативного планирования.

2. Маршрутизация перевозок.

3. Определение оптимального плана перевозок грузов.

1. Централизованная система оперативного планирования.

При централизованном оперативном планировании одна транспортная организация занимается вопросами организации и планирования перевозок для группы АТО. Общий порядок оперативного планирования перевозок остается при этом преж­ний, с той лишь разницей, что он осуществляется не для од­ного, а для группы АТО.

Центральная транспортная организация принимает заявки от АТО на перевозку грузов и на основании их составляет сменно-суточный план движения подвижного состава по ра­циональным маршрутам, выписывает путевые листы и состав­ляет плановые задания водителям. Выписанные путевые ли­сты направляются в АТО для выдачи их водителям.

В ряде случаев функции такой транспортной организации выполняют информационные вычислительные центры (ИВЦ) при областных автотранспортных управлениях. По группам областей создаются узловые координационные центры по организации и оперативному планированию перевозок в зоне нескольких областей. Связь автотранспортных предприятии с ИВЦ осуществляется по телетайпам и ультракоротковолно­вой радиосвязи, с помощью которых создается глубоко эшело­нированная система связи по схеме АТО - областное транс­портное управление - ИВЦ.

Может существовать система отраслевого управления авто­транспортными предприятиями, при которой создаются спе­циалнзированные транспортные управления по перевозке строительных, промышленных, торговых и других грузов. Эти транспортные управления наряду с общим руководством АТО осуществляют только часть оперативного планирования, касающегося маршрутиза­ции перевозок. Все остальные функции оперативного плани­рования и организации перевозок, а также ответственность за выполнение плана перевозок остаются за автотранспорт­ными предприятиями. Отраслевые управления оказывают толь­ко помощь автотранспортным предприятиям в достижении наиболее высоких показателей работы подвижного состава.

На основании приказов-нарядов на централизованную перевозку грузов, получаемых отраслевыми управлениями от сбытовых органи­заций, составляются суточные карты грузопотоков по микро­районам. Суточные карты грузопотоков составляют­ся отдельно по группам грузов и типам подвижного состава. В карту вносятся номер приказа-наряда, номер или наимено­вание завода-грузоотправнтеля, наименование продукции, ко­личество продукции в тоннах с разбивкой по сменам доставки, адрес доставки и расстояние перевозки. В соответствии с дан­ными о перевозке грузов, внесенными в суточные карты грузо­потоков, форма которых воспроизводит микрорайоны города, составляются рациональные маршруты. При составлении рациональных маршрутов производится увязка грузов, пере­возимых различными автотранспортными предприятиями си­стемы отраслевого управления с заводов-изготовителей. На основании спланированной суточной карты грузопотоков выписываются путевые листы, рассчитываются плановые зада­ния водителю по рациональным маршрутам и составляется суточный план увязки.

В суточный план увязки заносятся все рациональные маршруты с указанием вида и количества груза (продукции), наи­менование грузоотправителя, модели автомобиля, очередно­сти ездок и наименование АТО, производящего перевозку.

Выписанные путевые листы за определенными порядковыми номерами направляются в АТО, а план увязки передается в отраслевую диспетчерскую для контроля за перевозкой.

Номера приказов-нарядов, по которым составляются рацио­нальные маршруты, сообщаются АТО, с тем чтобы они не пла­нировали по ним перевозку грузов. Планирование грузовых карт и выписка путевых листов по приказам-нарядам, не включаемым в план увязки, производится автотранспортным предприятием.

Эффективность такой централизованной системы оператив­ного планирования значительно выше системы планирования каждым автотранспортным предприятием самостоятельно.

Планирование работы автомобилей по часовому графику, планирование перевозок с разгрузкой транспортной органи­зацией производится, как правило, в централизованном поряд­ке отраслевыми управлениями. Концентрация значительного объема перевозок в централизованных транспортных органи­зациях (ИВЦ) сделала возможным применение в больших масштабах математических методов в оперативном планирова­нии централизованных перевозок на основе использования ЭВМ, что обеспечило значительное улучшение использо­вания автомобильного парка и снижение транспортных из­держек.

С помощью математических методов и ЭВМ успешно решаются такие задачи, как ра­циональное закрепление потребителей за поставщиками (для сокращения среднего расстояния перевозок), маршрутизация (для уменьшения порожних пробегов автомобилей), закрепление АТО за клиентурой (с целью сокращения нулевых пробе­гов) и т. д. На основе применения математических методов при решении многовариантных задач планирования перевозок можно определить оптимальный вариант плана, что при обыч­ных методах расчетов практически невозможно.

Поскольку в оперативном планировании перевозок одним из наиболее важных элементов является их маршрутизация, рассмотрим этот вопрос более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: