Маршрутизация перевозок

Маршрутизация перевозок массовых грузов - это определение рационального по­рядка следования подвижного состава между корреспонди­рующими пунктами в течение рабочего дня. Корреспондирующими пунктами являются грузоотправители и грузополучатели однородного или взаимозаменяемых видов груза и пункты расположения АТО. Определить рациональный порядок следования ПС между корреспонди­рующими пунктами - это значит с учетом объек­тивно существующих ограничений разработать последовательность движения ПС, которая при оптимальных расстояниях перевозки грузов будет обеспечивать возможно меньшую величину непроизводительных пробегов автомобилей в течение рабочего дня.

Составление плана выпуска автомобилей на линию (по со­гласованному с пунктами погрузки графику) обеспечивает рав­номерное прибытие их к местам погрузки и создает определен­ный ритм работы, сохраняемый, как правило, в течение дня. Выпуск автомобилей на линию производится по графикам, со­ставленным гаражным отделом по указанию отдела эксплуата­ции в соответствии с характером предстоящей перевозочной работы двумя способами. При первом способе диспетчер при выписке путевых листов закрепляет автомобили за определен­ными маршрутами и проставляет в путевых листах номера ав­томобилей и фамилии водителей. При выпуске водитель полу­чает путевой лист на закрепленный за ним объект, а диспетчер проставляет в путевом листе фактическое время выхода авто­мобиля. При втором способе путевые листы выписываются обезличенно, без предварительного закрепления автомобилей: при выпуске водитель получает путевой лист на очередной объект по указанию диспетчера. В этом случае все реквизиты путевого листа (номер автомобиля, фамилия водителя, его та­бельный номер и т. п.) заполняются диспетчером в процессе выпуска.

Преимущество первого способа выпуска состоит в более быстром процессе выдачи путевых листов (в них надо записать только время выхода и показание спидометра), а также в том, что водитель постоянно закреплен за определенными объекта­ми, хорошо знаком с условиями и порядком работы на этих маршрутах. Однако это преимущество теряется при возник­новении новых объектов и маршрутов, что особенно часто име­ет место в АТО общего пользова­ния. Недостатком этого способа является также трудность ре­гулирования ритмичной подачи автомобилей на объекты, по­скольку, водитель, получивший путевой лист, может по раз­личным причинам не выехать вовремя. Кроме того, при этом способе трудно регулировать выпуск запланированного коли­чества автомобилей на первоочередные объекты.

Преимущество второго способа выпуска заключается в воз­можности регулирования ритмичной подачи автомобилей и в выполнении выпуска запланированного количества автомоби­лей на первоочередные объекты. Однако следует заметить, что ритмичная подача автомобилей на объекты может быть достиг­нута при условии, что диспетчерская находится у выездных ворот и готовый к выезду автомобиль подается водителем к дис­петчерской, откуда, получив путевой лист, тут же выезжает на линию.

Наиболее целесообразным является комбинирование этих способов, т. е. часть автомобилей закрепляется за объектами, а часть назначается в процессе выпуска.

Выданные путевые листы (номера) записываются диспетче­ром в ведомости выпуска автомобилей или в диспетчерский жур­нал, составляемые по колоннам. Показания спидометра при выезде из АТО и возвращении, а также остаток бензина в ба­ке автомобиля при выезде и возврате записываются механиком или другим уполномоченным на это лицом. Время выезда ав­томобиля из АТО и возврата на предприятие отмечается в путевом листе и ведомости диспетчером. По окончании выпуска номера автомобилей и время их выхода заносятся в грузовую карту.

На основании грузовой карты и ведомостей выпуска автомобилей по колоннам старшим диспетчером смены составляет­ся суточный рапорт, в котором указывается количество выпу­щенных автомобилей за сутки, по колоннам, моделям, сменам; количество автомобилей по клиентам, а при централизованных перевозках - по грузоотправителям (по­ставщикам); число опозданий с выездом (против графика) и общее число часов опозданий.

В соответствии с фактическим выпуском производится кор­ректировка грузов карты по общему объему запланированных перевозок в тоннах и тонно-километрах.

3. Определение оптимального плана перевозок грузов.

В связи с быстрым ростом объема перевозок, концентрацией ПС на крупных АТО вопросы оперативного планирования перевозок приобретают особое значение. Планирование на основе субъективных оценок и личного опыта работников АТО не может обеспечить высокой эффективности работы АТС. Оптимальные (т.е. наиболее выгодные) варианты организации работы ПС могут быть найдены в результате перебора всех возможных вариантов, что является весьма затруднительным. Так, для отыскания оптимального маршрута при наличии трех отправителей и трех получателей однородного груза необходимо перебрать около 100 вариантов, при четырех отправителях и получателях – уже более 6 тыс., при дальнейшем увеличении числа отправителей и получателей число возможных маршрутов достигает миллионов. Выбор наиболее выгодного оптимального варианта может быть осуществлен только с помощью методов прикладной математики и ЭВМ.

Для решения задач с применением математических методов необходимо разрабатывать системы взаимосвязанных факторов, критерия оптимальности решения задачи и условий, ограничивающих использование имеющихся ресурсов. Большинство задач по организации и оперативному планированию автомобильных перевозок является частными случаями так называемой транспортной задачи.

Для решения таких задач и ряда подобных разработано много методов:

- графоаналитический;

- разрешающих множителей;

- симплексный;

- распределительный;

- модифицированный распределительный и др.

С помощью этих методов можно решать следующие задачи:

· закрепление потребителей за поставщиками, обеспечивающее оптимизацию по нулевым пробегам, груженому пробегу или объемам транспортной работы;

· закрепление АТО за поставщиками по тем же критериям;

· распределение ПС различных типов и погрузочно-разгрузочного оборудования по объектам перевозок с целью наиболее эффективного их использования;

· нахождение числа ездок при работе на нескольких маршрутах и при соблюдении режима работы водителей и транспортных пунктов и др.

Наибольшее распространение получил модифицированный распределительный метод. С его помощью решается большинство задач планирования автоперевозок, он достаточно прост и не требует специальной подготовки исполнителей. Задача решается поэтапно с постоянным приближением исходного допустимого, но неоптимального плана, составляемого на основе заданных условий, к оптимальному плану перевозок по любому критерию.

(Подробнее решение транспортной задачи см. [1 стр. 195-218] и. [4 стр. 304-307].

Контрольные вопросы:

  1. В чем особенности централизованной системы оперативного планирования грузовых перевозок?
  2. Что называется маршрутизацией перевозок?
  3. Какие существуют основные способы маршрутизации?
  4. Какие существуют методы решения т.н. транспортной задачи?
  5. Какие задачи можно решить при помощи этих методов?
  6. В чем суть решения транспортной задачи в матричной форме?
  7. Как решается транспортная задача в сетевой форме?
  8. Каковы особенности решения задачи для мелкопартионных грузов?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: