3. Учет и анализ выполнения сменно-суточного плана.
1. Особенности оперативного планирования при централизованном методе перевозок.
Вывоз груза от поставщика при централизованных перевозках производится транспортной организацией на основе плана отпуска продукции, который составляется сбытовой организацией или грузоотправителем (поставщиком) на срок 5-10 и более дней.
Порядок составления планов отпуска продукции, или приказов-нарядов, следующий. Грузополучатели подают заявки в сбытовые организации на поставку выделенного им количества продукции. Сбытовая организация при приме заявки сообщает грузополучателям график поставки продукции, количество, день, смену. На основании принятых заявок составляется сводный приказ-наряд отдельно по каждому предприятию-поставщику.
Общее количество вывозимой продукции за каждый день должно соответствовать плановому выпуску продукции предприятием-поставщиком. При изменении плана выпуска продукции предприятие-поставщик обязано поставить об этом в известность сбытовую организацию, которая должна изменить план вывоза, уведомив об этом грузополучателей и транспортную организацию.
|
|
Сводный прнказ-наряд составляется в трех экземплярах, из которых один остается в сбытовой организации для контроля, другой направляется предприятию-поставщику и служит основанием для отпуска продукции, третий - в АТО, производящую перевозку с данного предприятия-поставщика, для планирования и организации перевозок. Порядок составления приказов-нарядов при сбыте продукции непосредственно предприятием-поставщиком (грузоотправителем) остается без изменения, за исключением того, что функции сбытовой организации выполняет поставщик (грузоотправитель).
Сводные приказы-наряды должны быть представлены АТО не позднее чем за 2-3 дня до начала первого дня перевозки, с тем, чтобы оно могло провести соответствующую подготовку к перевозке. Ежедневно для уточнения данных, указанных в приказах-нарядах, в АТО передаются от грузоотправителя (или сбытовой организации) заявки в письменном виде или по телетайпу и телефону.
Приказы-наряды (планы отпуска продукции) и ежедневные заявки служат для транспортной организации основанием для разработки суточных планов перевозок с точным расчетом потребного количества подвижного состава и графиков его работы. На основании приказов-нарядов составляется суточный план перевозок (грузовая карта), где указываются номера приказов.
При централизованных перевозках путевой лист является не только перевозным документом, но и доверенностью на получение грузов от предприятия-поставщика. Поэтому наряду с наименованием грузоотправителя и грузополучателя, маршрута перевозки и планового задания в нем должен быть указан номер приказа получателя груза, в соответствии с которым грузоотправитель на основании имеющегося у него сводного приказа-наряда отпускает груз.
|
|
Составление суточного плана перевозок, включая и планирование заданий водителям в путевых листах накануне дня перевозок, является наиболее рациональной формой оперативного планирования перевозок. При этом достигаются наиболее четкая работа автомобилей и более высокие технико-эксплуатационные показатели за счет определения количества автомобилей в строгом соответствии с наличием груза, маршрутизации перевозок, подачи автомобилей по согласованному с пунктами погрузки-разгрузки графику и ознакомления водителя с плановым заданием на перевозку.
В некоторых АТО, осуществляющнх централизованные перевозки, принята иная система оперативного планирования. Суточный план перевозок (грузовая карта) не составляется, а сводный приказ-наряд передается диспетчеру АТО или грузоотправителя, находящемуся на мecтe погрузки, т. е. на предприятии грузоотправителя. В путевом листе водителю указывается только наименование и адрес грузоотправителя, а задание на перевозку он получает от диспетчера на месте погрузки. Такая система планирования значительно упрощает технику оперативного планирования и ведет к сокращению аппарата отдела эксплуатации. Однако она имеет существенные недостатки, так как при этой системе АТО направляет на предприятиепоставщик ПС без расчета потребного их количества. Диспетчер, находящийся на месте погрузки, не в состоянии оперативно и правильно спланировать работу ПС с учетом пропускной способности разгрузочных пунктов, что ведет к скоплению АТС и простоям в ожидании разгрузки, а водитель заранее не имеет плана перевозок на рабочий день.
Часть централизованных перевозок строительных, промышленных, торговых и других грузов осуществляется по часовому графику. При такой организации перевозок требуется особая четкость оперативного планирования.
Наряду с планированием перевозочной работы ПС в задачу оперативного планирования входят вопросы использования погрузочно-разгрузочных механизмов. При обычной схеме централизованных перевозок погрузка производится грузоотправителем, разгрузка - грузополучателем, за исключением тех случаев, когда перевозки производятся на автомобилях-самосвалах. Таким образом, единый процесс перевозки грузов разобщен; что создает серьезные препятствия в организации перевозок, и особенно в эффективном использовании механизмов, занятых на разгрузке.
Наиболее рациональное использование механизмов, занятых на разгрузке, может быть обеспечено при условии увязки их работы с работой подвижного состава, осуществляющего перевозку грузов. Это может быть достигнуто в процессе перевозки грузов и разгрузки их средствами АТО при едином оперативном планировании.
АТО, выполняющая погрузочно-разгрузочные работы своими силами, рассчитывает потребное количество механизмов исходя из их производительности и количества грузов. В соответствии с расчетом передвижные механизмы (автокраны, автопогрузчики), собственные или арендованные, направляются на место разгрузки, причем один механизм (передвижной) может обслуживать несколько мест разгрузки. Для этого составляется график совместной работы подвижного состава (автомобилей) и механизмов, производящих разгрузку в зависимости от количества груза, по каждому пункту разгрузки, расстояния перевозки, производительности механизмов и других эксплуатационных показателей.