Установления контроля за осуществляемым с ведома ОРО перемещением товаров и предметов в целях раскрытия преступлений и выявления причастных к ним лиц

Контролируемая поставка – это сложное, многоэтапное мероприятие, характеризующееся комплексом ОРМ, согласованных разными ОРО. Контроль маршрутов перемещения предметов позволяет оперативным подразделениям устанавливать каналы их поступления, курьеров и адресаты получения, обеспечивать доказательства преступной деятельности.

Предметы или товары в данном случае могут быть трех видов:

- свободная реализация которых запрещена (Указ Президента от 22.02.1992г. №179, статьи УК)либо оборот которых ограничен законами (допускаются по специальному разрешению) – оружие, боеприпасы, ВВ, наркотики, драгоценные металлы и камни, культурные ценности и т.п. Их изъятие или замена (при повышенной опасности для здоровья людей) производится по акту создаваемойруководителем ОРО комиссии (Положение об изъятии или замене перемещаемых через таможенную границу РФ товаров при осуществлении контролируемой поставки – постановление Правительства от 05.11.2003г. №671);

- добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления;

- орудия или средства совершения преступления (оружие, документы, ценности и т.п.).

Контролируемые поставки проводят путем:

наблюдения за грузовыми перевозками различными видами транспорта; слежения за почтовыми отправлениями;

Проведение операции с запрещенными предметами осуществляется на основании постановления, утверждаемого руководителем ОРО, а при перемещении через границу (внешние, транзитные) регулируются Таможенным кодексом РФ (ст.ст.435,436) и Конвенциями ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств (1988г.) и против транснациональной организованной преступности (2000г.). Особенности внешних видов контролируемой поставки обусловлены тем, что все перемещаемые через таможенную границу РФ товары обязаны представляться для таможенного контроля. Перемещение же запрещенных к обороту предметов имеет все признаки контрабанды, по которым таможенные органы как органы дознания обязаны изымать обнаруженное и возбуждать уголовное дело в целях установления виновных лиц, что влечет срыв ОРМ. Поэтому законодательно разрешено осуществлять «контролируемый пропуск» таких предметов по согласованию с руководством ГТК России. В случае контролируемой поставки через государственную границу она осуществляется при взаимодействии с оперативно-розыскными органами других государств, о чем уведомляется прокурор (уголовное дело в стране вывоза не возбуждается).

Результаты операции оформляются актом или справкой, к которым могут прилагаться документы для использования в уголовном судопроизводстве. Результаты контролируемой поставки после окончания мероприятия, как правило, становятся основанием для возбуждения уголовного дела по факту преступления и могут быть использованы в качестве доказательств. 3.5.13. Оперативный эксперемент- это негласное наблюдение и документирование действий лица в искусственно созданных (воспроизведенных) и контролируемых условиях с целью выявления и пресечения тяжких преступлений.

Целью оперативного эксперимента является получение информации в условиях, максимально приближенных к тем, в которых было совершено интересующее ОРО событие. Согласно ст. 8 ФЗ об ОРД оперативный эксперимент допускается в целях выявления и раскрытия преступлений, которые могут быть отнесены к категории тяжких (средней тяжести, тяжких или особо тяжких). Он проводится (до совершения преступления) на основании утвержденного руководителем ОРО постановления и в порядке, предусмотренном планом с отражением в нем конкретных обстоятельств, на проверку которых направлен эксперимент, и содержания опытных действий. Проведение эксперимента, в ходе которого могут быть совершены ограничивающие конституционные права граждан действия (например, воссоздание ситуации по негласному проникновению лица в жилище), допускается на основании судебного решения.

Данное мероприятие проводится в целях:

- проверки информации о готовящемся преступлении;

- возможности совершения определенных действий конкретным лицом, при наличии у него определенных профессиональных навыков и умений; реакции лица на определенные ситуации (появление определенного человека, изложение определенной информации, демонстрация предметов и т.п.). При проведении оперативного эксперимента создаются условия для проявления криминального намерения подозреваемых лиц. Для этого проводятся т.н. оперативные комбинации на мнимое благоприятствование или затруднение, если установлено, что проверяемый занимается и будет заниматься противоправной деятельностью в любых условиях. Вместе с тем, при проведении эксперимента недопустима провокация – запрещается содействовать, провоцировать или подстрекать лицо к совершению противоправных деяний (это уже ст.ст.285,286,303,304 УК), ставить лицо в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение их потребностей законными способами: необходимо предоставить проверяемому реальную свободу выбора своего поведения, инициатива на совершение действий должна исходить от объекта ОРМ.

При проведении данного ОРМ допускается (ст. 16 ФЗ) вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам личности и государства. Вместе с тем, недопустимо проводить оперативный эксперимент, если он может повлечь за собой наступление тяжких последствий.

Оперативный эксперимент широко применяется:

- для задержания с поличным лиц, получающих взятки, при совершении вымогательства, при незаконном обороте оружия и наркотиков (при условии легального способа их получения органом);для раскрытия серийных преступлений путем применения различных «приманок» и «ловушек». Оперативный эксперимент проводится не только в отношении совершенного, но и во время совершаемого противоправного деяния. В этом его отличие от следственного, который направлен «в прошлое» и имеет целью проверку минувшего события в рамках возбужденного уголовного дела. Проведение оперативного эксперимента оформляется справкой оперработника или актом оперативного эксперимента (при выявлении преступления). Легализованные материалы могут быть в соответствующем порядке переданы следователю для использования в уголовном судопроизводстве. В случае обнаружения признаков совершения преступления, результаты эксперимента могут быть сразу же зафиксированы следователем путем возбуждения уголовного дела и производства следственных действий (в протоколах осмотра места происшествия, обыска или выемки).

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то законом об ОРД физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.5.14. Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: