Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных

средств – это не процессуальное проникновение и визуальный осмотр оперработником (непосредственно или с участием специалистов) перечисленных объектов в целях вероятного обнаружения преступников, следов и орудий преступлений, добытых преступным путем предметов, получения другой необходимой информации (т.н. оперативный осмотр).

Указанные мероприятия могут проводиться только при наличии данных о признаках преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия (ст. 150 УПК). Обследование (проникновение и осмотр) объектов может быть гласным, зашифрованным или негласным мероприятием. Гласное обследование проводится с согласия владельцев обследуемых объектов, когда им разъясняется необходимость данного мероприятия и должностное лицо представляется, используя свои административные полномочия. Зашифрованное обследование проводится гласно, но скрывается его истинная цель или данные должностного лица ОРО шифруются под работника другого учреждения (пожарной охраны, ЖЭУ, санитарной службы и др.). Негласное обследование проводится специальными подразделениями с участием инициатора мероприятия по утвержденному руководством ОРО постановлению, а в случае проникновения в жилое помещение – исключительно на основе судебного решения. В законодательстве РФ отсутствует однозначное определение «жилища». В соответствии с ст. 5 УПК 2001г. под жилым помещением понимают:

индивидуальный дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями (кроме

надворных построек, гаражей) жилое помещение независимо от формы собственности, пригодное для постоянного или временного проживания (комната в общежитии, гостиница, санаторий, турбаза, кемпинг) иное помещение или строение, не входящее в жилой фонд, но используемое для временного проживания (бытовка строителей, палатка геологов, охотничий домик, чум). Право неприкосновенности не распространяется на служебные помещения, помещения свободные для доступа публики, в изоляторах и исправительных учреждениях.

Изъятие или замена обнаруженных во время осмотра объектов проводится в исключительных случаях (порядок производства аналогичного следственного действия определен ст. 176 УПК). В случае обнаружения предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, принимаются меры к их сохранности до проведения гласных мероприятий по их изъятию либо по негласному контролю за их перемещением. В случае гласного осмотра изъятие предметов и документов оформляется протоколом, владельцу предоставляются копии документов. Во время проведения оперативного осмотра специалисты могут применять технические средства обнаружения и фиксации, устанавливать («оставлять») химические и другие не наносящие ущерб здоровью людей ловушки, технические средства негласного аудио- и видеоконтроля. Результаты обследования оформляются актом должностного лица ведомства, который может приобщаться к материалам уголовного дела, или имеющей ориентирующее значение справкой оперработника с приложением к ним материалов фото- и видеосъемки данного мероприятия.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений – это негласное оперативно-розыскное мероприятие, проводимое на основании судебного решения специальными подразделениями ОРО, заключающееся в конспиративном отборе и просмотре корреспонденции, представляющей интерес для решения оперативно-розыскных задач.

Материалы переписки проверяемых лиц являются особой категорией документов -носителей оперативной информации. Объектами контроля здесь выступают письма, почтовые карточки, посылки, бандероли, денежные переводы, телеграммы, телефаксные, телефонограммные и факсимильные отправления, отправления электронной почты и иная корреспонденция, передаваемая по сетям почтовой и электрической связи и вручаемая оператором конкретному адресату. При необходимости с них снимаются копии, фотографируется содержимое, изымаются образцы для исследования. Упаковка, при её наличии, восстанавливается в прежнем виде.

В случае обнаружения предметов, запрещенных к пересылке (оружие, боеприпасы, радиоактивные и ядовитые вещества, наркотики – постановление Правительства от 06.03.1996г. №260), организации ФПС имеют право задерживать отправления и обязаны немедленно ставить в известность органы внутренних дел. Руководители ОРО принимают решение (постановление) о дальнейших действиях (например, о контролируемой поставке) либо они изымаются в соответствии с Законом «О почтовой связи» и по факту возбуждается уголовное дело. Вскрытие почтовых отправлений и осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи (не только сами отправления, но и информация об адресных данных пользователей услуг связи) допускаются только на основании судебного решения. Не образуют этого ОРМ контроль за перемещением и содержанием отправлений вне учреждений отправления и приема корреспонденции, а также передаваемых по неофициальным каналам (через частных лиц, тайники). Согласно ст.6 ФЗ об ОРД мероприятие КПО может проводится органами ФСБ, МВД и ФСКН. Другие ОРО проводят данное мероприятие на основании межведомственных соглашений с указанными ведомствами. На практике длящийся КПО проводится только специальными подразделениями ФСБ. Разовый контроль проводится сотрудниками ОРО с помощью работников предприятий связи, привлекаемых на конфиденциальной основе. Технические требования к сетям и средствам почтовой связи для проведения ОРМ определены приказом Минсвязи РФ от 19.05.2009г. №65.

Гласная цензура корреспонденции осужденных не образует предмет ОРМ и относится к сфере действия уголовно-исполнительного права.Как правило, КПО проводится до возбуждения уголовного дела, поскольку по нему возможно проведение такого следственного действия, как наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию с её осмотром и выемкой (ст. 185 УПК). Результаты КПО оформляются справкой, к которой прилагаются фотографии или копии документов, или актом осмотра, который может быть направлен следователю.

Прослушивание телефонных переговоров – это негласное оперативно-розыскное мероприятие, проводимое на основании судебного решения оперативно-техническими подразделениями, состоящее в слуховом контроле и записи переговоров проверяемых лиц, ведущихся по каналам связи.

Суть ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением обоих абонентов по каналам проводной или беспроводной телефонной связи путем подключения к стационарной аппаратуре учреждений связи или другого предприятия либо к проводной линии связи или путем сканирования радиосигнала телефона объекта просушивания (во втором случае и самостоятельно сотрудниками ОРО). Прослушиваться могут международные, междугородние, внутригородские переговоры -на любых сетях электросвязи с выходом на сети общего пользования (выделенные, ведомственные, внутрипроизводственные). В случае использования средств связи в преступных целях допускается прерывание прослушиваемых переговоров.

Согласно ст.64 ФЗ «О связи» 2003г. операторы связи, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, при эксплуатации своих сетей обязаны оказывать содействие и предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проведения ПТП (через оборудование СОРМ) с сохранением в тайне организационных и тактических приемов прослушивания (Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность – постановление Правительства от 27.08.2005г. №538, Порядок внедрения технических средств ОРМ на сетях телефонной и подвижной связи – приказ Минсвязи РФ от 25.07.2000г. №130).

Согласно ст.8 ФЗ об ОРД мероприятие ПТП допускается на основании судебного решения по постановлению руководителей ОРО и только в отношении лиц (по № принадлежащим им телефонов или по № телефонов в адресах возможного нахождения), подозреваемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких. В случае заявления отдельных лиц об угрозе их жизни данное ОРМ проводится (входящих на их телефонный аппарат звонков) лишь на основании утвержденного руководителем ОРО постановления с письменным уведомлением суда (в течение 48 часов). Согласно ст.б ФЗ об ОРД ПТП с подключением к стационарной аппаратуре проводится только службами ФСБ, МВД и ФСКН. На практике, в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.1995г. №891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» – органами ФСБ. Постановление суда предоставляется оператору связи по месту проведения мероприятия (обеспечивает секретность). По определению Конституционного Суда от 02.10.2003г. информацией, составляющей тайну переговоров, считаются любые сведения, устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих соединениях, их длительности и т.п. Отсюда:

- получение сведений о статистике соединений конкретных абонентов разрешается также судом. Однако передача оперативным подразделениям операторами связи сведений из информационных систем и банков таких данных выходит за рамки данного ОРМ («наведение справок»). Результаты ПТП оформляются справкой оперработника, к которой при необходимости прилагаются носители с фонограммами переговоров с указанием характеристик примененных СТС

- для возможности последующего прослушивания в суде. Фонограммы регистрируются и хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих их повреждение и прослушивание посторонними лицами. Если уголовное дело не возбуждается – уничтожаются в течение 6 месяцев с момента прекращения прослушивания (за 3 месяца до уничтожения – уведомляется соответствующий суд). Указанные документы в соответствующем порядке, т.е. путем рассекречивания и на основании постановления руководителя ОРО, могут быть направлены следователю для приобщения к материалам уголовного дела и иметь характер доказательственной информации – при последующей фонографической экспертизе и идентификации голосов контролируемых лиц. В случае переноса наиболее важных фрагментов разговоров на единый носитель – это обязательно должно оговариваться в сопроводительном письме. Оригиналы должны храниться оперативным подразделением до завершения судебного разбирательства. Не следует полагать, что переговоры, ведущиеся по телефонным и компьютерным сетям, это сведения «пригодные» к немедленной реализации. Лица, причастные к криминальной сфере, при общении по средствам связи маскируют свою деятельность. Мировая практика прослушиваний любопытна тем, что полученная информация почти никогда не использовалась как доказательство против обвиняемых лиц. Перехват оказывается средством упреждающей слежки, служит предотвращению преступлений, а не их раскрытию. Информация использовалась либо чтобы установить местонахождение объекта и помочь наблюдению за ним, либо как «подсказка» чтобы, например, тайно разместить полицейских в месте совершения преступления. Полицию все меньше интересует передаваемая информация и все больше – вступающие в коммуникацию личности. Получая в телефонных компаниях информацию об абонентах (номера телефонов, куда и откуда звонили, продолжительность разговоров), полиция получает почти полное представление о личных связях подозреваемого и не тратят на это ни времени, ни сил. Поскольку в городской зоне каждая релейная станция сотовой связи нормально обслуживает несколько сотен квадратных метров, то данные о том, через какую станцию прошел звонок, позволяют также отследить передвижение поднадзорного лица. В результате проведения ПТП в распоряжении оперработников оказываются сведения о номерах используемых телефонов, неизвестных абонентах телефонных переговоров, частота контактов между соучастниками, факты преступной деятельности и т.д., что имеет немаловажное значение в работе по делам оперативного учета. Во многих случаях информация, которой обмениваются граждане, не содержит личных тайн. Тем не менее и она не подлежит разглашению. Запрет на разглашение должностными лицами сведений о частной жизни граждан установлен в ФЗ «О почтовой связи» 1999г. (ст. 15), который распространяется и на ОРД.

3.5.11. Снятие информации с технических каналов связи – это негласное оперативно-техническое мероприятие, осуществляемое на основании судебного решения, заключающееся в съеме специальными техническими средствами информации (незашифрованной), передаваемой по техническим каналам связи.

К техническим каналам связи относятся селекторная, радиорелейная, спутниковая, а также телексные, факсимильные, пейджинговые каналы обмена информацией, компьютерные сети и иные виды электросвязи. Данное мероприятие может включать сканирование технического канала, радиоперехват и иные действия с последующей фиксацией информации на магнитных, электронных и бумажных носителях. Возможно также копирование информации с электронных устройств её накопления и отображения. Федеральным законом от 20.03.2001г. №26-ФЗ норма закона о судебном решении распространена и на «иные переговоры», т.е. на два ОРМ: ПТП И СИТКС – перехват обмена информацией с использованием технических средств (телеграфная, факсимильная, сотовая, космическая связь, кроме радиостанций – т.к. тайна обмена информацией через эфир не гарантируется). Согласно ст.6 ФЗ об ОРД данное мероприятие проводится специальными техническими подразделениями ФСБ, МВД и ФСНК. Другие службы проводят его на основании межведомственных соглашений (путем выписки заданий).

Результаты СИТКС оформляются справкой, в которых должны быть отражены данные о технических характеристиках СТС для гарантированного установления объективных связей полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию. В случае необходимости материалы могут быть переданы следователю для использования в качестве доказательства по уголовному делу. Мероприятия ПТП и СИТКС как проникающие методы более всего беспокоят граждан по поводу ограничения их конституционных прав и свобод. Именно данная проблема интенсивно «выплескивается» на страницы СМИ, причем со значительным преувеличением возможностей оперативно-розыскных органов. В действительности же массовое «подслушивание» не существовало, да и технически не может быть. Вместе с тем, современные ТС (спутники, компьютеры) позволяют перехватывать и обрабатывать значительные объемы информации, выделяя нужную по «ключевым» словам.

Произвольное же прослушивание и съем информации влечет за собой уголовную ответственность (ст.ст.138, 272 УК).

Оперативное внедрение – это способ негласного получения информации путем легендированного ввода сотрудника на представляющий оперативный интерес объект или в криминальную среду в целях разведывательного сбора информации для решения задач ОРД.

Данное мероприятие проводится на основании утвержденного руководителем ОРО постановления в целях получения тщательно скрываемых криминальных сведений, документирования информации, а также воздействия на определенных лиц. С организационной стороны оперативное внедрение представляет собой сложное (многоходовое) мероприятие и может включать в себя другие оперативно-розыскные мероприятия. Внедрение может быть долговременным (до нескольких лет) или кратковременным (от нескольких часов) и проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа. Наиболее творческий комплекс ОРМ, позволяющих обеспечить выполнение сложнейших задач при расследовании тяжких преступлений, представляют т.н. «оперативные игры». Внедрение – это негласное мероприятие, в ходе его проведения, в целях конспирации, оперработники и конфиденты могут использовать документы, зашифровывающие личность и ведомственную принадлежность предприятий и используемых транспортных средств. При этом внедренные сотрудники вправе вступать в трудовые, гражданско-правовые и другие отношения и не несут ответственности за причиненный ущерб, который возмещается за счет государственного бюджета. Внедренные лица могут имитировать преступную деятельность и даже совершать малозначительные преступления, участвовать в планировании и подготовке более тяжких преступлений. В ходе подготовки мероприятия важно оптимально определить область «безнаказанности» сотрудника, соразмерность объема задания и приемов, которые он сможет (или не сможет) применить для его выполнения. Вместе с тем, проблема иммунитета от уголовной ответственности внедренных в преступную среду лиц в законодательстве чётко не решена.

Результаты оперативного внедрения оформляются рапортом (справкой) оперработника и могут быть использованы при расследовании уголовных дел в качестве:

- только ориентирующей информации – при невозможности легализации внедренного сотрудника;

- доказательственной информации, когда внедренный сотрудник легализуется и в качестве

- свидетеля (соучастника) дает необходимые показания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: