Программное содержание

Лекция № 10

Тема: Методика изучения мер времени

Программное содержание

1. Особенности усвоения мер времени учащимися специальной школы для детей с нарушениями интеллекта.

2. Общеметодические требования к изучению мер времени.

3. Расположение материала в программе.

4. Методика изучения мер времени: неделя час; минута.

5. Методика изучения преобразования чисел, выраженных единицами измерения времени.

5. Методика изучении арифметических действий под числами, выраженными мерами времени

Литература:

1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной школе 8-го вида. М., 2004.

2. М.В. Воронина. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школе. Дефектология 1996 № 3 стр. 28.

3. Ю. Пумпутис. Особенности усвоения мер длины, веса и времени учащимися V – VI вспомогательной школы. Дефектология. 1995, № 1 стр. 36.

4. Эк В.В, Гордеева М.Ф. Умения учащихся вспомогательной школе пользоваться часами. Дефектология 1986 № 1 стр. 57.

5. Эк В.В. Обучения математике учащихся младших классов вспомогательной школе. М.Пр. 1990

6. Т.Д. Рихтерман. Формирование представлений о времени у детского дошкольного возраста М.Пр 1991.

-1-

Исследования временных представлений у учащихся вспомогательной школы показали, что данные представления формируются значительно позже, чем у нормальных школьников, и качественно отличается от временных представлений сверстников.

При нарушении интеллекта, поступившие в 1-ой класс дети не знают дней недели, почти не владеют элементарной временной терминологией. Например, термины «вчера», «сегодня», «завтра» употребляют так: «Я завтра ходил с мамой в кино. У нас вчера будет праздник ёлки». Это говорит о том, что первоклассники не могут соотнести данные понятия с конкретными жизненными событиями. Часто не могут представить того, что время течёт не останавливаясь и его течение необратимо. Некоторые из учеников считают, что часы ночью останавливаются, т.к. все спят.

Ученики могут применить свои знания: они заучивают названия времён года, их последовательность, изменения в погоде и природе, характерные для каждого времени года, однако на вопрос: «Какое сейчас время года?» могут ответить случайным образом: «Вчера была весна, все растаяло, а сегодня сеть наступила зима, выпал снег, холодно (или сильный мороз)».

У детей с нарушениями интеллекта часто нет реальных представлений о единицах времени и их конкретной наполняемости. Так, например, учащихся 1-2 класса на вырос: «Что можно сделать за ту именую единицу времени? (секунду, минуту, час, сутки и т.д.)» отвечали таким образом: «За секунду – спать, играть, за минуту – играть, уроки учить, за час – играть, писать».

Старшеклассники конкретизировали ответы, однако их представления о конкретной наполняемости единиц времени часто неправильны: «За секунду решить 5 примеров, пропеть песенку, за минуту – сделать письменные уроки, вымыть пол, за 1 час – пройти 1 класс, сделать ножки для табурета» и т.д. чем крупнее единица времени, тем труднее ребенку её конкретизировать.

Умственно-отсталые школьники имеют очень нечёткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех которые связаны с их повседневной жизнью, например: о длительности таких событий, как прогулка, обед, завтрак, перемена, приготовления уроков, пребывание в школе и т.д.

Умственно-отсталые учащихся с трудом усваивают единичные соотношение мер времени. Зачастую ошибочно устанавливают аналоги с единицей соотношением метрической системы мер:

1ч = 1000мин.

1ч = 100 мин

1 мин = 10 сек.

Отсюда ошибки при преобразовании: 360 мин = 3ч 60 мин

1 ч15 мин = 115 мин

при выполнении арифметический действий: 2 ч 30 мин – 1 ч 40 мин = 30 мин

У умственно-отсталых школьников с трудом формируются представления о отдаленности и последовательности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные от нас не только на сотни и тысячи, но даже на десятки лет. У них отмечается тенденция приближать прошлое: героев далёких исторических событий они считает героями недавнего прошлого или даже настоящего.

Эти дети с трудом устанавливают связи между фактами, явлениями, событиями, происходившими в различные эпохи, их временные представления долго остаются на примитивно-наглядной стадии. Для учащихся вспомогательной школы большие трудности представляет соотношение года, в который произошло событие, с веком. Например, учащиеся, зная годы начала и конца Великой Отечественной войны и то, что мы живем в 21 веке, самостоятельно не могут установить, что война 1941-1945 годов происходила в ХХ веке.

-2-

Временные понятия трудны для усвоения, так как очень специфичны. Их специфичность объясняется:

1.Невозможностью восприятия времени органами чувств: время в отличие от других величин (длины, массы, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать.

2.Косвенным измерением времени, т.е. измерением через те изменения, которые происходят за определенный промежуток времени: расстоянием (пешеход прошел примерно 5км за 1 ч), количеством движений (отхлопали 6 раз – прошла примерно 1с), движением стрелок по циферблату часов (передвинулась минутная стрелка от цифры 1 до цифры 2 – прошло 5 мин) и т.д.

3.Соотношения между единицами измерения времени (1 ч = 60 мин, 1 мин = 60с, 1 год = 365 (366) суток, 1 мес. = 28 (29,30,31)дней, 1 год = 12 мес., 1 сутки = 24 час и т.д.) отличны от соотношения единиц измерения других мер (длины, стоимости, массы и др.), которые выражены в десятичной системе счисления.

4.Обилием временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительностью ее употребления («То, что вчера было завтра, завтра будет вчера»).

При формировании временных представлений руководстводствуемся несколько иными общеметодическими требованиями, в отличие от общеметодических требований к изучению метрической системы мер, что обусловлено специфичностью временных представлений.

Некоторые общеметодических требования изучению мер времени

1. Формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики. Связывать каждый факт, явление, событие со временем, в которое оно протекает.

2. До изучения единиц времени и их соотношений, знакомить учащихся с помощью бесед, игр с отношениями мер времени: сутки больше, чем день или ночь; сутки меньше недели; год больше месяца; час больше минуты и т.д.

3. Показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание, с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени. Формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены).

4. Проводить работу по формированию временных представлений на других учебных предметах и во внеурочное время.

5. Проводить работу по развитию временных представлений систематически независимо от темы урока, затрачивая по 5-10 мин урока, и не реже 2-3 раз в неделю.

-3-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: