Учащиеся вспомогательной школы должны получить представление о месяце, как о единице времени, которое больше недели; познакомиться с последовательностью месяцев года и количеством дней в каждом месяце.
Обязательным пособием при изучении данной темы является отрывной календарь и табель-календарь.
Формировать временные представления необходимо систематически, т.е. на каждом урока ученики называют день недели, число, месяц, отрывают листов календаре и кладут его в кармашек, календаря зачёркивают прошедший день в табеле – календаре. Через неделю 7 листов календаря связываются стопкой. Подводятся итоги работы за неделю. Это необходимо делать для того, чтобы учащихся не формально воспринимали прошедшее время, а осмысливали его в связи заполнившими его событиями. В конце месяца окружается количество недель в месяц и количество оставшихся дней, а в итоге – количество дней в месяце. Такая же работа проводится и в последние месяцы года (до декабря).
К январю у учащихся накапливается определенный опыт, который можно обобщить: в месяце бывает то 30, то 31 дней; в месяц бывает 4 недели и ещё 2-3 дня; новый год начинается с 1 января. В 3 классе примерно после февраля знакомим детей с соотношением: 1 мес. = 28 (29,30,31)стуки; 1 год = 12 мес. Порядок мес.
|
|
В качестве наглядного пособия необходимо использовать таблицу – год./в котором отражены не только названия месяцев по порядку, но и порядковый номер, количество дней в месяце. В данной таблице необходимо выделить разным цветом названия месяцев каждого времени года. необходимо обратить внимание на февраль, июль, август.
Детей необходимо научить определению количества дней в месяце по фалангам пальцев руки. /отсчет ведем с января/. Этого приём доступен умственно-отсталые учащимся и они пользуются им в жизни. Для закрепления данной последовательности месяцев в году можно использовать дидактические игры: «Год», «Угадай, какой месяц пропал», «Который по порядку?», «Назови, какой это месяц».
Когда учащиеся познакомятся со сложением в пределах 1000, необходимо познакомить учащиеся соотношением: 1 год = 365 (366)сут., а также с понятием: високосный год.
Для определения числа дней в году необходимо предложить учащимся следующие задание: по таблице «Год» определить количество дней сначала в каждом времени года, а затем во всем году. Учитель обращает внимание на то, что в феврале может быть 28 или 29 дней. Через 3 года на четвёртый в феврале 29 дней, такой год называется високосным.
На закрепление учащихся можно дать задание на определение ближайшего високосного года.
В 5-ом классе учащиеся под руководством учителя составляют таблицу мер времени:
1 год = 365 (366) сут
1 год = 12 мес.
1 ч = 60 мин.
1 мес. = 28 (29,30,31) сут.
1 неделя = 7 сут.
1 сут. = 24 ч
1 мин = 60 сек.
Этой таблицей они пользуются при составлении и решении задач на время.
-5-