Попытаемся выделить то главное, что характеризует технику педагогического общения

1. Учитель занимает позицию поддержки, т.е. принимает ученика как самостоятельную личность, стремящуюся быть лучше, несмотря на отдельные неудачи и промахи; учитель оценивает поступок, а не человека и ценит личность, независимо от временных промахов. Ученики часто говорят. что страдают от предвзятого отношения учителей. Позитивная психотерапия рекомендует в каждом промахе, неудаче находить положительные моменты, это формирует у ребенка положительную Я- концепцию, уверенность в себе, желание быть лучше, контролировать свое поведение.

2. "Развивающая помощь" в общении: диалог партнеров, в котором учитель оказывает помощь ученику или родителям, побуждающую к положительным изменениям.

техники общения:

  • Прояви интерес к собеседнику, научись смотреть в лицо и слушать.
  • Дай высказаться, умей держать паузу, молчать, постарайся понять состояние и проблемы собеседника.
  • Умей выразить сочувствие, понимание.
  • Умей задавать вопросы, чтобы всё понять, получить необходимую информацию.
  • Направь собеседника на осознание себя, своих проблем и их решение.

Для того чтобы научиться такому общению, учителю необходимо освоить ряд приёмов.

Приёмы:

1. Активного (эмпатического) слушания.

Цель: услышать, понять ученика и показать ему, что его слышат и понимают, помогут принять правильное решение.

2 "Я-высказывание".

Данный прием используют в напряженных или конфликтных ситуациях общения. Я -высказывание состоит в выражении чувств говорящего и не содержит прямой оценки действий партнера, тем самым не восстанавливает его против себя и дает возможность решать конфликт.

3. "Пристальное внимание ".

Данный приём требует, чтобы учитель всегда проявлял чуткость к состоянию, настроению воспитанника, а не только в случаях его отклоняющегося поведения.

Очень важно в общении с учеником устанавливать зрительный контакт, смотреть ему в глаза, обмениваться взглядом при разговоре. В ряде случаев желателен и физический контакт- например, положить руку на плечо.

Это служит установлению теплых, неформальных отношений, которые позволяют решать разные вопросы межличностного взаимодействия.

Наряду с использованием ясного и прямого педагогического требования учителю следует ориентироваться и на более тонкий подход: непрямое воздействие на ученика через игру, анализ случаев из жизни, психологически продуманное поведение, общение.

Психология и педагогика в практике учителя должны быть неразрывны. Только психологически грамотное поведение обеспечивает педагогический эффект, достижение целей воспитания.

Особое место в педагогическом общении занимает конфликт.

Конфликт - это столкновение интересов, ценностей, спор из-за вещей, действий. Участники по-разному оценивают жизненно - важные, материально и духовно значимые вещи, явления, что ведет к эмоциональному напряжению, враждебным действиям.

По мнению специалистов, в школе конфликты могут возникать в следующих случаях:

  • на почве деятельности: невыполнение учебных поручений и заданий;
  • на почве поведения: пропуск уроков, нарушение правил поведения, девиантное поведение;
  • на почве отношений: антипатии психологического, морального характера, несовпадение оценок, взглядов.

Как правило, действия участников конфликта ярко эмоционально окрашены и глубоко их затрагивают. Неправильное разрешение конфликта ведут к образованию устойчивых отрицательных стереотипов и реакций, к развитию неврозов, депрессивных состояний, что составляет угрозу как для педагога, так и для его окружения.

Поэтому надо уметь правильно разрешать конфликты. Наукой выработаны различные стратегии решения конфликтов и выделеныразные типы поведения личности в конфликте.

1. Уход от конфликта.

2. Приспособление, продиктованное стремлением сохранить статус, несмотря ни на что.

3. Компромисс-договор, устраивающий обе стороны.

4. Соперничество-стремление выиграть, принести победу себе и поражение противнику.

5. Сотрудничество - оптимальный вариант поведения, в результате которого выигрывают обе стороны.

Согласно теории, в решении конфликтов следует стремиться к такому результату, когда все считают себя в выигрыше, получившими удовлетворение своих интересов. Порой лучше уйти от конфликта с агрессивным учеником на уроке, т.е. не замечая грубой выходки, чтобы потом вернуться к проблеме в другой обстановке.

Позиция компромисса предпочтительна со старшими, уже сложившимися учениками: заключается договор о выполнении сторонами определенных правил, обязательств.

Но есть ситуации, когда учитель должен бескомпромиссно заявить свою позицию, это очевидно, когда последствия поведения ученика представляют опасность для него самого или тех, кто его окружает.

Современная психология предлагает учителю следующий алгоритм поведения в конфликтной ситуации, срабатывающий в большинстве случаев.

1. Необходимо погасить эмоции, снять угрозы, проявить понимание собеседника.

2. Сосредоточиться на проблеме, а не на участнике, отбросить взаимообвенения.

3. Выявить проблему, ее причины, позиции сторон, мотивы, цели, интересы.

4. Найти приемлемый для всех вариант, прийти к обоюдному решению.

Конфликты могут возникать и между педагогами, поэтому предлагаю обратить внимание на советы психологов:

  • подумайте, чему может вас научить конфликт;
  • отведите конфликту соответствующее ему место:

1. Не позволяйте отрицательному жизненному опыту сбить с пути.

2. Определите собственную позицию, исходя из нее, не допускайте влияние других людей.

3. Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.

4. Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.

  • избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:

1. Научитесь прощать самого себя;

2. Выждете некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли.

3. Осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.

  • не позволяйте другим людям становиться препятствием:

1. Избегайте плохих людей, которые осуждают вас, стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми.

2. Не тратьте слишком много сил на переубеждение скептиков или на общение с ними, кто не хочет вас слушать.

3. Не позволяйте другим людям возбуждать у вас чувство вины.

4. Будьте готовы к общению с теми, у кого, по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: