Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
· Диагностирование
· Целеполагание
· Проектирование
· Конструирование
· Организационно – деятельностный компонент
· Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии.
От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной.
В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
|
|
Содержанием воспитательных технологий являются:
· Научно обоснованные социализированные требования
· Передача социального опыта
· Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
· Социализированная оценка ученика
· Организация творческого дела
· Создание ситуации успеха
Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой)
Педагогика сотрудничества
Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили
Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются:
· способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке
· благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
· развитие и становление познавательных сил ребенка;
· идеал воспитания – самовоспитание.
Технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
Технология совместного творческого воспитания
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов,П.Г.Щедровицкий)
Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С.Газман)
Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.
Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского
Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л Селиванова)
Технология в современной массовой школе (Л.И.Новиковой).
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н.Степанову)
Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой)
|
|
Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.
Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.
Технология свободного воспитания (М.Монтессори, Р.Штейнер),
стимулирующие и развивающие познавательную субъективную активность, предоставляют детям полну свободу выбора занятий.