Тема: «Составление предложений по сюжетной картинке (6-я стр. «Букваря» — уборка моркови). Деление предложений на слова, подсчет слов».
Цель урока:
а) воспитание и развитие: прививать уважение к труду, показать радость труда, его плоды; связать с жизнью самих детей; развивать эстетическое восприятие картины жизни сельских школьников; развивать наблюдательность, развивать речь;
б) познавательная деятельность: рассматривание картины, выделение ее темы (о чем картина?) и некоторых деталей, составление рассказа по вопросам и — в порядке эксперимента — без вопросов, выделение слов как смысловых и интонационных единиц речи, словарная работа, развитие фонематического слуха.
Оборудование урока. «Буквари» с закладками, указка, карандаши (простые и цветные), тетради — у учащихся; кадоскоп (или эпидиаскоп, или иная проекционная аппаратура), экран 2,5 м, доска, мел различной окраски, книжки для дополнительного чтения; овощи — морковь, лук, огурец, репа и т. п.
Построение (ход) урока.
1. Хоровое чтение стихотворения, заученного на предыдущем уроке, в детсаде, дома (4—8 строк). Индивидуальное чтение этого же стихотворения, отработка интонации.
|
|
Драматизация-диалог: «Терем-теремок» (прорепетирован заранее). (Не более 8 мин.)
2. Рассматривание картины на странице 6 «Букваря» и ее же на экране. Беседа по вопросам к картине (примерно 10 вопросов: Кого видите...? Что делают...? Где...? Что видите там? Что здесь? и т. д.). Выбор лучших предложений. (10—12 мин.)
3. Физкультминутка. (2 мин.) Загадки. (2 мин.)
4. Анализ трех предложений: выделение слов, подсчет слов, отчетливое произношение отдельных слов; хоровое произношение — скандирование (подготовка к слогоделению). (8 мин.)
5. Рассматривание предметных картинок «Овощи» на странице 6 «Букваря», а также самих овощей, если они есть на уроке. Называние их, обобщение словом овощам (Морковь, лук, репа, огурец — это овощи). Выделение признаков: какого цвета морковь? (Морковь красная и т. д.). (5—8 мин.)
6. Заштриховка контуров овощей (показ с помощью кадоскопа) по раздаточному материалу. Рисование контуров овощей.
7. Чтение дополнительных текстов; читают учащиеся (если есть хорошо читающие) или учитель. (5 мин. или более.)
8. Подведение итога урока и задание на дом. Составить предложение, сосчитать слова в нем. Нарисовать контур моркови, заштриховать.