Тема — это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения.
Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над предстоящим сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики устных и письменных сочинений.
Тема и заглавие не всегда совпадают в словесном выражении. Так, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено, но учитель и сами школьники могут его озаглавить по-иному: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» предполагает более строгое содержание, стиль, близкий к деловому.
|
|
Выше, в данном пособии, уже говорилось об идейной направленности детских сочинений. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц, их переживаниях. Изображая людей и явления жизни, писатель выражает свое отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение у читателя.
«Идейный замысел» школьных сочинений скромнее: их авторы не ставят перед собой цели воздействовать на читателя. Однако и дети стремятся выразить свое отношение к фактам, свои чувства, поделиться ими. В школьных сочинениях.отражается внутренний мир детей, содержатся оценки поступков людей, жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов и сочинений: в них отражается позиция авторов.
Если в работе над устным или письменным сочинением дети не просто выполняют задание учителя, а стремятся рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами и стремлениями, то свободнее, полнее проявляется их творчество: в таких сочинениях идея неразрывно слита с раскрытием темы.
Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», например «Осень» или «Зима», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к ее раскрытию хотя бы потому, что объем его сочинения очень мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы.
|
|
Узкая тема приучает школьника не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его.
Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы — неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что хотя бы отдаленно, по их мнению, связывается с темой. Рассмотрим с этой точки зрения сочинение, озаглавленное «Золотая осень»:
Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на осине и березе. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.
Деревья скоро будут стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже ходит голодный! С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.
Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овес, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.
В этом сочинении немало конкретных признаков осени: описание леса, наблюдения над осиной и березой, замечание о капусте, которую убирают позже других овощей, о картофельной ботве. Но в целом сочинение — «не на тему»: материал отобран нецеленаправленно. Ученик не понял темы «Золотая осень», не сумел ее отграничить, придать сочинению нужную стилистическую окраску, внести в него элемент настроения.
Ученик не понял, какая пора осени называется золотой. Явление природы, называемое золотой осенью,— это сравнительно небольшая часть осени:
Есть в осени первоначальной –
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
(Ф. И. Тютчев.)
Леса в эту пору одеваются в багрец и золото, воздух чист и прозрачен, и паутины тонкой волос блестит на праздной борозде. Известны превосходные картины И. Левитана, И. Остроухова,; В. Поленова, на которых запечатлены картины золотой осени.
Сочинение на эту тему не может не быть эмоциональным. В нем описывается прогулка, поход, передаются наблюдения за изменениями в природе, наконец, оно может быть написано и по картине, но в любом случае оно должно раскрывать тему золотой осени. Поскольку тема предполагает изображение изумительных по красоте картин, вызывающих радостное настроение, то здесь неуместны сообщения о тучах, о медвежьей берлоге. А строки о волке, взятые из пушкинского описания поздней осени (стоял ноябрь уж у двора), находятся в явном противоречии с картинами золотой осени.
Наконец, разбираемое сочинение не соответствует действительности: лето в тот год было прохладное и дождливое, а осень, наоборот, сухая и ясная. Следовательно, школьник писал не о том, что он сам увидел и пережил", а повторил то, что принято говорить об осени (обобщенные признаки осенней природы).
Дети учатся раскрывать тему начиная с I класса. Здесь они составляют предложения на тему, например, о зимней погоде, о хитрой лисице, о родном селе. Затем составляют и пишут несколько предложений, объединенных одной темой, по вопросам.
Полезно деление темы на более узкие. Так, из темы «Осень», темы весьма широкой, могут быть выделены частные темы, достаточно узкие для учащихся: «Уборка овощей в нашем совхозе», «Погода в октябре», «Хмурый осенний день», «Золотая осень», «Как мы помогали убирать капусту», «Поздняя осень в саду» и др.
В работе над устным и письменным сочинением возможен путь не только от поставленной темы к ее раскрытию, но и обратный путь — от накопленного материала к формулировке темы. Так, вторым способом можно работать на материале длительных наблюдений.
Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.