Знание, мнение и вера

Знание и вера

1. Знание, мнение и вера.

2. Религиозная вера.

3. Вера и убеждение (религиозная вера и научная вера).

4. Свобода разума и свобода совести.

Литература

1. Знание и вера. Практикум. Томск, 2013

Творческое задание: Роль интуиции в научном открытии.

Литература:

1. Сухотин А.К. Парадоксы науки. – глава Интуиция против логики

2. Бунге М. Интуиция и наука. М, 1967, с.92-122, 141-144.

Знание, мнение и вера.

Известно, что античные философы отличали подлинное знание, episteme, от мнения, doxa. Все мы помним слова Демокрита: «(Лишь) в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое,… в действительности же (существуют только) атомы и пустота».

Средневековые мыслители проводили различие между знанием и верой: «Итак, - писал Аврелий Августин, - что я разумею, тому и верю; но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому и такому, чего не знаю».

Сегодня мы можем говорить о трех разных областях, к которым могут относиться наши идеи и представления, - области верований, области мнений и области знаний. Чем различаются эти области? В самом первом приближении: область верований составляют такие идеи, которые мы принимаем без особых рассуждений, которые отвечают нашему чувству жизни, которые мы не склонны подвергать сомнению. Сюда относятся не обязательно только религиозные идеи, но и все то, во что мы верим в нашей обыденной, повседневной жизни. Скажем, я оптимист и верю в то, что жизнь у нас в стране когда-нибудь наладится и мы мало-помалу избавимся от многих язв современности. Эту веру не могут поколебать совершающиеся ныне события и я не могу расстаться с ней: без нее мне было бы трудно жить.

В область мнений входят идеи, выражающие мое субъективное отношение к вещам и явлениям, мои личные оценки и вкусы. Я могу считать, что Зураб Церетели – великий скульптор, а Пикассо – плохой художник. Это мое мнение, оно выражает мой личный эстетический вкус, я его никому не навязываю и допускаю, что у других людей может быть иное мнение по этому поводу.

В области знания дело обстоит иначе. Вера и мнение носят личный, субъективный характер: мое мнение, моя вера. Другие могут придерживаться иных верований и мнений. Знание является достоянием многих, оно межличностно, интерсубъективно. В мире существует множество различных верований и мнений, но знание одно для всех людей, независимо от их религиозных, национальных, социальных различий. Отсюда следует, что знание должно быть представлено в такой форме, чтобы оно было доступно любому человеку. И второе: знание требует обоснования. Вера и мнение не требуют обоснования, для знания же оно необходимо, ибо в отличие от веры и мнения знание претендует на общезначимость и общепризнанность. Вера опирается на чувство, мнение – на вкусы и предпочтения личности, знание опирается на обоснование. Связь знания с обоснованием находит выражение в законе достаточного основания Г.В.Лейбница. Да мы и интуитивно это чувствуем: пока речь идет о верованиях и мнениях, обоснования не нужны. Но как только встает вопрос об обосновании некоторой мысли, становится ясно: эта мысль претендует на статус интерсубъективного знания.

Философия науки стремилась найти отличительные признаки научного знания – те его особенности, которые позволили бы отличить научное знание от верований, предрассудков, идеологии, пропаганды и всего остального. Если попытаться в кратком виде представить те черты знания, с которыми более или менее согласно большинство философов, то можно сказать следующее.

1) Знание всегда (или чаще всего) выражено в языке, а именно, в описательных предложениях и в системах таких предложений – в теориях. Именно в предложениях фиксируются факты науки, выражаются законы, система предложений дает целостное знание об исследуемой области явлений.

2) Знание рационально – в том простом и узком смысле, что выражающие знание предложения и системы предложений подчиняются известным законам логики. Скажем, появление противоречия в теории рассматривается как признак неблагополучия, ущербности нашего знания.

3) Предложения и теории, претендующие на статус знания, должны быть обоснованы – эмпирически или логически, индуктивно или дедуктивно. Эмпирическое обоснование достигается в результате наблюдения или эксперимента, логическое обоснование получают с помощью доказательства. Утверждения и концепции, не имеющие обоснования, не считаются знанием.

4) Знание интерсубъективно и общезначимо: каждый человек может его усвоить и каждый, понявший предложение и способ его обоснования, вынужден с ним согласиться. Поэтому знание преподают в школах и университетах. Поэтому наука интернациональна.

Все перечисленные характеристики мы можем суммировать в следующем определении: знание есть то, что выражается обоснованным, общезначимым, интерсубъективным предложением или системой таких предложений. Конечно, в этой формулировке есть некоторое упрощение: знание может быть выражено математическим уравнением, графиком, таблицей и т.п., но обычно все это можно переформулировать с помощью предложений.

Никифоров А.Л. Знание и реальность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: