Второй и четвертый вопрос раскрывается в форме диалога. Разговор с читателем будут поддерживать Ignorant («не знающий»), Doctor (ученый) и Мыслители прошлого и современности, оставившие наиболее заметный след в философии. Разговор может идти на равных, ведь самым главным философом для человека является он сам.
Ignorant: Теперь я хотел бы разобраться с понятием «религиозная вера».
Doctor. Чтобы понять смысл понятия «религиозная вера», попробуем сравнить распространенные представления о религии, которые можно назвать обыденными.
Ignorant: Хорошо. Например, человек верующий определяет религию, как мне кажется, следующим образом: «Религия - это данное Богом истинное откровение и вытекающее из этого Богопочитание».
Doctor Примерно так. Однако мы ведь знаем, что религий много, поэтому заострение вопроса на «истинном» и «ложном» невольно будет уводить мысль в сторону догматическую, а не философскую. Чтобы проверить состоятельность данного определения с помощью сравнительного метода, применим ее к другому понятию, например музыке. В таком случае получается, что музыка - это знакомая мне и любимая мною мелодия, к которой желательно приобщить как можно больше людей. Но с этим определением трудно согласиться. Как говорил основоположник научного религиоведения Макс Мюллер, «кто знает только одну религию, тот не знает ни одной».
Ignorant: А вот как, наверное, определяет религию атеист: «Религия - это свод суеверных положений и вытекающие из этих положений ненужные и суеверные действия».
Doctor:.В чем же причина суеверия?
Ignorant. Ну, во-первых, в страхе перед необъяснимыми, грозными явлениями природы и, во-вторых, вера в таинственные магические силы, которые способны влиять на этот неведомый мир и использовать его силы.
Doctor. Хорошо. Проверим состоятельность данного определения с помощью нашего сравнительного метода. Тогда получается, что музыку будет оценивать тот, кто ее не понимает и не любит. Музыка, сказал бы он, - это воспроизведение звуковых волн гортанью или извлечение их с помощью специальных инструментов; это занятие, в котором нет никакой практической пользы, и поэтому людей следует от него отучать.
Ignorant.. Да, это звучит весьма абсурдно.
Doctor.Есть еще один способ определять религию: «Религия - это свод норм и правил, которые обеспечивают мир и порядок в обществе, порицают дурные наклонности человека и поэтому в высшей степени полезны для общества и государства».
Ignorant..Но тогда по аналогии музыка - это весьма полезное средство для обучения, например танцам или маршировке, а потому его надо активно использовать. Тоже весьма абсурдное определение.
Doctor. В принципе, у всех представленных выше «обыденных» определений религии есть один общий недостаток: речь идет лишь о внешних функциях религии, о ее полезности или, наоборот, вредности для чего-то более важного и существенного, чем религия сама по себе. Поэтому ни одно из этих определений не выражает ее истинной природы.
Александр Мень: Я считаю, что глубинный смысл религии в том, что Божественная Реальность остается сокровенной и поэтому не подавляет человека необходимой очевидностью. Этим несовершенный дух ограждается от безмерного, от того, что превышает его силы, и это сохраняет нашу свободу перед Богом. Постижение его совершается постепенно, в строгом соответствии с готовностью человека к мистической Встрече. Бог как бы завуалирован, скрыт от элементарного восприятия. Шаг за шагом входит Он в сознание людей через природу, через любовь, через чувство тайны и переживание Священного. С этим связано историческое многообразие религий, которое отражает различные фазы и уровни Богопознания.
Doctor. Таким образом, сущность религии - это некое «внутреннее переживание», именуемое обычно религиозным опытом. Наше сознание будет расширять пространство религиозного опыта только в том случае, если будет для этого достаточно подготовлено.
Ignorant. А в чем заключается это переживание?
Уильям Джеймс. Это трудно объяснить, но я чувствовал себя много раз в тесном общении с Божеством. Я наслаждался встречами с Ним, никогда о них не прося и никогда их не ожидая. Они, казалось, состояли только в забвении всех моих мыслей и всех усилий моей обыденной жизни... То, что я испытывал в эту минуту, было временным исчезновением моей личности наряду со светозарным откровением смысла жизни, более глубокого, чем тот, который был мне привычен...
Ignorant:А каковы предпосылки религиозного опыта?
Александр Мень: Во-первых, обладание развитой духовной интуицией.
Ignoran.:Что это значит?
Александр Мень: Например, если для одного человека легко доступны самые сложные формулы высшей математики, а для другого даже простые арифметические действия - трудный, мучительный процесс, то это нисколько не подрывает объективной значимости математики как таковой. Если одного человека музыка заставляет плакать, другому доставляет просто удовольствие, а для третьего она может показаться лишь утомительным шумом, - то это вовсе не умаляет ее объективной красоты и величия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди многообразия психических типов должны встречаться люди с различной мистической восприимчивостью и с различной степенью интенсивности духовной интуиции.
Ignorant. Какая же вторая предпосылка религиозного опыта?
Александр Мень: Это наличие определенной духовной и нравственной подготовки. Например, чтобы увидеть микроорганизмы, недоступные невооруженному глазу, достаточно воспользоваться микроскопом, но чтобы созерцать мир нематериальный, мир абстрактных образов и получать от этого какой-то отклик, чувственное переживание, необходимо совершенствовать самого себя, создать орган внутреннего зрения, так называемый третий глаз, похожий на объект созерцания и равный ему. Как говорил последователь Платона римский философ Плотин: «Душа никогда не увидит красоты, если она сама прежде не станет прекрасной». То же самое можно отнести и к религиозному опыту.
Ignorant Есть еще и третья предпосылка?..
Александр Мень: Да. Третья предпосылка религиозного опыта - свободная воля человека. Воля поможет человеку преодолеть внутренние и внешние трудности. Обретение религиозного опыта - это большой труд, для осуществления которого требуются волевые усилия, работа сознания.
Лев Николаевич Толстой: Ну а самая суть религиозного опыта, на мой взгляд, - это вера. Верить - значит доверять тому, что нам открывается, не спрашивая о том, отчего это так и что из этого выйдет. Такова истинная вера. Она показывает нам, что мы есть и что мы поэтому должны делать, но ничего нам не говорит о том, что выйдет, если мы будем делать то, что велит нам наша вера. Если я верю в Бога, то мне нечего спрашивать о том, что выйдет из моего послушания Богу, потому что я знаю, что Бог - любовь, а из любви ничего, кроме добра, выйти не может. Когда человек узнает истинную веру, с ним делается то же, что с человеком, засветившем свет в темной горнице. Все становится ясно и на душе весело.
Александр Мень: Хочу отметить, что встреча с Богом происходит в жизни каждого человека, так что религиозный опыт есть опыт универсальный, всечеловеческий. Разница лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, осознает ли ее человек или проходит мимо.
Ignorant А кто это - Бог? Сможете ли вы ответить на этот вопрос, господа философы?
Doctor.Бог, чтобы быть таковым, должен обладать, как минимум тремя характеристиками: Он всемогущ, всеведущ и всеблаг.
Ignorant А как мы можем познавать Бога?
Псевдо-Дионисий Ареопагит: Существует три способа Богопознания:
1) утвердительный, когда можно перечислить божественные качества (например, триединство);
2) отрицательный (апофатический), когда приводятся характеристики окружающего мира и отрицается, что о Боге можно говорить так же, как о мире;
3) мистический, когда Бог непосредственно являет себя верующему, вступает с ним в контакт. В Боге в качестве его мыслей и волевых актов содержатся архетипы (праобразы) всего сущего. Все конечное исходит от него, имея свою сущность в силу причастности к архетипам. Но если тварное причастно к Богу, то он не причастен к тварному, ибо Бог превыше бытия и превыше сущности. Мир стремится вернуться в Бога как причину бытия, по которой мир и возник. Тоска человеческой души по Богу сбывается в мистическом единении с божественным единством.
Александр Мень: Мы должны понимать, что познание Бога есть одновременно дело и разума, и чувства, и как правило оно ставит разум под вопрос. Разум есть необходимое средство этого познания в той мере, в которой он не позволяет помещать Бога там, где его просто нет. Поэтому в обретении религиозного опыта может помочь еще один важный компонент. Это знак, догматический символ, который синтезирует интеллектуальный и чувственный опыт.