Скажи помыслу своему: я умер и лежу в гробу

св. Варсонуфий и Иоанн
Старайся только, по силе своей, для ничтожных дел не выходить из келлии, ибо это демонская хитрость.

Если знаешь, что при выходе из дома встречи наносят тебе вред, то полезно тебе не выходить часто (из дома), даже и по причине церковной службы, но лишь по временам; ибо безмолвие избавляет от многих зол.

Добротолюбие
Большое значение давал святой Антоний (Великий) сидению в келлии. Как рыбы, говорит он, оставшись долго на суше умирают, так и монахи, находясь долго вне келлии или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему, как рыба рвётся в море, так и мы должны спешить в келлию, дабы, оставаясь вне оной, не забыть о внутреннем бдении.

св. Варсонуфий и Иоанн
В чём состоит безмолвие как не в том, чтобы удерживать сердце свое от того, чтобы давать другим вещи и самому принимать от них, от человекоугодия и прочих подобных действий?
Не давай им ничего и не принимай от них ничего; таким образом они и оставят тебя.

свт. Феофан Затворник
У старцев пишется: – пока есть охота давать и брать, не жди покоя. Эта фраза: “давать и брать” обнимает всё, всякого рода сношения с другими.

Уж когда в монастырь, то на одиночество. Плохо жить в монастыре тому, кто в общении со многими хочет жить там, как бы в обществе. И там одного только знать надобно – настоятеля или духовного отца и старца; а относительно прочих должно быть так расположенным, как-будто их нет. Тогда всё пойдет хорошо, а без сего сумятица такая, что хуже петербургских балов.

Всякого рода подвиги надо так нести, чтоб про них в монастыре никто не знал. Коль скоро узнают о чём, уж это дурно. Не подумайте, что спрятанность – не строго необходима. Нет: строго настрого. Подвиг, о коем звонят, есть пустой, гроша не стоит.

св. Варсонуфий и Иоанн
Хорошо не иметь особенной дружбы с кем-либо из сверстников, ибо такой обычай не допускает приобрести плач; равно и с другим кем-либо, лишающим тебя плача, не имей дружбы: она принесёт тебе не пользу, а скорее вред.

Всякий покой телесный мерзок Богу нашему.

Не желай, чтобы всё делалось по-твоему, но желай, чтобы оно было так, как должно быть, и таким образом приобретёшь мир со всеми. И верь, что всё, до самого малейшего, случается с нами по Промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить всё, находящее на тебя .(Авва Дороф.)

Относительно меры воздержания в пище и питие отцы учат употреблять от того и другого несколько менее надлежащего, т.е. не наполнять желудок до сытости. Каждый должен сам определить себе меру как в пище, так и в вине. Впрочем, мера воздержания не ограничивается только пищей и питием, но простирается и на разговоры, и на сон, и на одежду, и на все чувства. Во всем этом должна быть своя мера воздержания. (Варса. и Иоан.)

Если, начав беседу, спохватишься, что она грешна, - пресеки ее, сказав: "Нет, об этом не будем говорить." Или, помолчав немного, скажи: "Забыл, о чем я начал речь," - и переведи разговор на другую, безгрешную тему. (Варса. и Иоан.)

Желаешь ли избавиться от скорбей и не тяготиться ими? Ожидай больших, - и успокоишься. Вспоминай Иова и других святых, какие скорби претерпели они! Приобрети их терпение, и утешится дух твой. (Варса. и Иоан.)

Будем всегда прибегать к смирению, ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Взобравшемуся же на высоту легко упасть. Если мы обратились и исправились, это не от нас, - Божий дар, ибо "Господь возводит низверженных и умудряет слепцов. " (Варсон. и Иоанн)

Надо считать себя грешнее всех грешников и не сделавшими ничего хорошего перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. (Варсон. и Иоанн)

На вопрос, нужно ли пререкаться с обуревающими нас помыслами, скажу: Не пререкайся. Ведь враги именно этого и хотят и, видя такое пререкание, не перестанут нападать. Лучше помолись об этом Господу, открывая перед Ним свою немощь, и Он поможет не только отогнать, но и совершенно уничтожить эти мысли. (Варса. и Иоан.)

Полезнее со смирением задавать вопросы, чем настаивать на своей воле, потому что Сам Господь помогает спрашивающему, что сказать, - ради смирения и правоты сердца cпрашивающего. (Варса. и Иоан.)

.

Когда хочешь подать милостыню, а помысел наводит сомнение, чтобы не подать, тогда испытай свой помысел, и если найдешь, что он так внушает по скупости, то дай и прибавь еще несколько более того, что следовало дать. (Варса. и Иоан.)

ст. Симеон Благоговейный
Не стяжевай себе особого дерзновения пред игуменом и не ищи себе особой от него чести. Не стяжевай дружбы с набольшими в обители и не учащай в келлии их, зная, что чрез это не только страсть тщеславия начнет пускать в тебе свои корни, но и самому настоятелю сделаешься ненавистен; а почему это, разумеваяй да разумеет.

Не ходи ни к кому в келлию, кроме игумена, и это как можно реже.

Особой любви ни с каким лицом не заводи, особенно из новоначальных, хотя и покажется тебе жизнь его очень хорошею и нимало не подозрительною.

В отношении к каждому брату в киновии надо держать себя чужим и странным.

Древний Патерик
До самой смерти отсекать всех, удаляющих тебя от креста.

св. Варсонуфий и Иоанн
Дверей своих не затворяй совершенно: умерщвление (от всего) состоит не в заграждении дверей, а в заграждении уст.

свт. Феофан Затворник
Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать, как посланца Божия. Первый вопрос да будет у тебя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением и желать сделать добро ему.

св. Антоний Великий
Странничество наше в том, чтобы держать затворенными уста свои.

св. Варсонуфий и Иоанн
Молчание лучше и удивительнее всех повествований.
Не в том состоит молчание, чтобы молчать устами; ибо один человек говорит тысячи слов полезных, и сие вменяется ему в молчание, а другой скажет одно праздное слово, и оно вменяется ему в попрание учений Спасителя.

Сколько можно, остерегайся бесед о плотском с приходящими.

св. Нил Синайский
У человека не безмолвного душа борется с впечатлениями чувств, а любитель безмолвия, охраняющий чувства, борется с помыслами.

св. Марк Подвижник:
Общая же совокупность всех заповедей есть отречение от своей души, то есть смерть.

"Душа вскоре после смерти подвергается суду, где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела или не вела на земле против падших духов"

Цель жизни - сближение с Богом посредством борьбы со страстями и единение с Ним в своём сердце. Старец Никодим Святогорец

св. Феодор Студит
Телесное наше, будучи посвящаемо Богу, духовно есть.

св. авва Дорофей.
Телесные труды приводят душу к смирению
, потому что душа состраждет телу и соучаствует во всём, что делается в теле. Как труд телесный смиряет тело, то вместе с ним смиряется и душа.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. Писание говорит: – “виждь смирение и труд мой, и остави вся грехи моя” (Пс. 24, 18 ). Итак, кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает (цели).

Всякий покой телесный мерзок Богу нашему.

Брат! Когда кто-либо бывает празден, то занимается приходящими ему помыслами. Когда же занят делом, то не имеет времени принимать их.

св. Иоанн Кассиан Римлянин.
У древних Отцов Египта составилась еще и такая поговорка: работающего монаха искушает один бес, а на праздного нападает бесчисленное множество бесов.

свв. Варсонуфий и Иоанн
От нас требуется посильный труд – и только.

свт. Феофан Затворник.
Не увлекайтесь слишком работою, а то в голове станет мутно. После же мутности в голове и в сердце станет мутно.

св. Никита Стифат
Семь есть даров Духа. Слово Божие, перечисляя их, начинает сверху – от премудрости, и нисходит до конца – до духа страха Божия, говоря: дух премудрости, дух разума, дух совета, дух крепости, дух ведения, дух благочестия, дух страха Божия (Ис. 11, 2–3). Нам же надлежит начинать с очистительного страха, то есть со страха (адских) мук.

св. Варсонуфий и Иоанн
Бог дал иноку рассуждение для того, чтобы оно управляло его действиями.

свт. Игнатий Брянчанинов
Всех добродетелей мать и хранительница – рассуждение.

св. Иоанн Кассиан Римлянин
Рассудительность есть дар Божий,
который однако ж надлежит развивать и воспитывать. Как? Отдавая все своё на рассуждение опытнейших Отцов. Приобретается истинная рассудительность истинным смирением, коего первым доказательством служит открывать Отцам не только то, что делаем, но и то, о чем думаем, ни в чем не доверяясь своему помыслу, но во всем следовать наставлениям старцев, и считать хорошим или худым только то, что они признают таковым. Такое действование и способствует безопасно пребывать на правом пути и охраняет от всех свтей диавольских. Тому, кто свою жизнь располагает не по своему суждению, а посовету преуспевших, невозможно пасть от прельщения бесовского. Так предание рассуждению Отцов своих помыслов заменяет свою рассудительность и научает ей.

св. Варсонуфий и Иоанн.
Всякий помысл и всякое дело надобно рассматривать, хорошо ли оно или нет.

св. Марк Подвижник
Разумение вещей во время искушения и уныния бывает полезно для человека, а во время молитвы обыкновенно вредит.

Всякий случай подобен торговле. Умеющий производить оную, приобретает многое, а неумеющий терпит убыток.

св. Нил Синайский.
Всякого дела конец исследуй прежде его начинания.

бл. авва Фаласий
Разумного ума признак – слово полезное.

св. авва Исайя
Мудрость не в том состоит, чтобы говорить, но в том, чтобы знать время, когда должно говорить.
Не хвались знанием своим, ибо никто ничего не знает.
Больше всех знает тот, кто говорит: ничего не знаю.

свт. Григорий Палама
Сыновья же это – те, которые по любви к Нему подчиняются Его заповедям: как и говорит Господь: – “кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое” (Ин. 14, 23)

св. схиархимандрит Гавриил
Боголюбие необходимо для всех и каждого в отдельности
. Оно есть богатство некрадомое и есть всемогущая сила, как сила творческая, как сила живота (жизни).

Сила жизни – в любви к Богу, сила творческая, благодатная.

св. Серафим Саровский
Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого.

св. Симеон архиепископ Солунский
Восстав от сна, прежде всего должны воспоминать о Христе и об Нём помыслить, принося Ему сие первомыслие как жертву, яко Им спасённые и Его имя носящие.

св. Варсонуфий и Иоанн
Нет образа жизни более спасительного, как тот, чтобы нести тяготы друг друга.

свт. Иоанн Златоуст
Разделяй с ближним слёзы, чтобы облегчить печаль его. Разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, так как посредством плача ты сделаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства.

св. Варсонуфий и Иоанн
Если будешь сострадать ближним, получишь помощь; если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь.

св. авва Дорофей
Мало по малу, помогая ближнему, ты дойдёшь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.

св. Марк Подвижник
Не только явно, но и тайно (во глубине сердца) любить ближних наших.

св. Ефрем Сирин
Кто хочет жить мирно на всяком месте, тот пусть ищет не собственного своего успокоения, а успокоения других о Господе, и найдёт успокоение себе.

. св. Исаак Сирин
Знай, что для того нам и надобно не выходить из дверей келлии, чтобы не знать худых дел человеческих; и тогда в неведении ума своего во всех увидим людей святых и добрых.

св. Антоний Великий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: