Несколько контраргументов

Мы должны обсудить важные пункты возражений, которыми верующие хотят оправдать накопление сбережений на будущее для себя и своей семьи.

1. Первый аргумент формулируется примерно так: "Это честно - откладывать деньги для нашей старости. Что произойдет, когда мы будем не в состоянии работать? Мы всегда должны ориентироваться на приближающиеся тяжелые времена. Бог ожидает от нас, чтобы мы использовали свой разум".

Это заявление звучит вполне убедительно, но, конечно же, не говорит языком веры. Резервы, опоры и костыли быстро становятся заменой упования на Бога. Мы не можем доверяться, "видя".

Однажды решившись заботиться о нашем будущем, мы попадаем во власть мучительных вопросов: Сколько будет достаточным? Как долго мы будем жить? Должны ли мы учитывать инфляцию? Не засчитать ли нам в разряд необходимых сбережений резервы на случай болезни?

Невозможно знать наперед, сколько же будет достаточно. Поэтому мы всю жизнь посвящаем увеличению нашего банковского счета в надежде пожинать все мыслимые блага короткое время перед концом жизненного пути. В результате наша жизнь оказывается украденной у Бога, и все время потрачено на поиски защиты от неизвестностей будущего там, где она никогда не может быть найдена. Это вовсе не означает, однако, что ученик Христа должен отказаться от законного больничного и пенсионного страхования (см. Рим. 13,1-3).

Насколько же лучше, если мы усердно трудимся для удовлетворения наших насущных потребностей, если мы, сколько можно, жертвуем для Господа, если мы все, в чем сейчас не нуждаемся, отдаем на дело Господне и предаем наше будущее в Его руки. Ставящим Его превыше всего он обещал:

"...и это все приложится к вам" (Матф. 6,33).

И филиппийцам, использовавшим все свои деньги для распространения Божьей истины, Павел писал:

"Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил. 4,19).

Какая невыразимая трагедия скрывается в широко распространенном мнении, что можно посвятить свою жизнь обогащению, а потом преклонные годы посвятить Богу. Это означает, что мы проводим свои лучшие годы в какой-либо фирме или на предприятии, а горестный остаток наших дней посвящаем Иисусу. Но и эти короткие дни мы не можем обещать Господу, потому что смерть может посетить нас раньше ожидаемого срока.

Это звучит очень разумно - позаботиться о тяжелых временах. Но как же все это выглядит в действительности, метко формулирует Ч. Томпсон: "Бог щедро осыпает Своими милостями тех, кто заботится о том, чтобы ничто не прилипало к его рукам. Те же, кто больше думает о своем будущем, чем о сегодняшних нуждах мира, остаются без этого благословения".

2. Второй аргумент в пользу накопительства обычно основывают на 1 Тим. 5,8: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного".

В этой главе Павел говорит о заботе о вдовах в общине. Он говорит, что верующие родственники вдов ответственны за их поддержку. Если же вдова не имеет родственников, могущих сделать это, то заботу о ней должна взять на себя община.

Важно видеть здесь следующее: Павел говорит не о том, что нужно откладывать деньги для заботы о вдове в далеком будущем. Он много больше говорит о ее сегодняшней нужде. Христиане должны день за днем заботиться о нуждающихся в этом родственниках; если они этого не делают, то позорят своими действиями христианскую веру, учащую нас любви и щедрости. Даже неверующие заботятся о членах своих семей. Христианин, не делающий этого, таким образом, хуже неверного.

Этот стих ничего не говорит о резервах, страховых договорах и прочих методах приложения денег. Он говорит о существующих нуждах, а не о будущих обязанностях и проблемах.

3. Третий аргумент во многом созвучен второму. Многие родители считают себя обязанными оставить своим детям приличное наследство. Они убеждены: это входит в заботу о своих домашних, о которой говорил ап. Павел (1 Тим. 5,8). Здесь не делается различия, христиане ли дети или нет,- просто они желают скопить своим детям приданое. 2 Кор. 12,14 порой используется для аргументации утверждения, что родители должны копить деньги для своих детей. Там написано: "Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей".

В цитируемой главе речь идет о финансовой поддержке Павла. Он, проповедуя в Коринфе, не обременял своим иждивением поместную церковь, но жил на довольствии других общин (2 Кор. 11,7.8). Теперь он был готов возвратиться в Коринф и заверял коринфян, что не будет жить на их иждивении (там же, 12,14). Он не хотел обременять их материально. Он интересовался не материальными благами членов общины, а лишь их духовным состоянием.

В этом месте он и добавляет: "Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей". Коринфяне были детьми, а Павел - их духовным отцом (1 Кор. 4,15). По этому поводу Павел немного иронично говорит, что не они должны поддерживать его, а он их. Ироничный оттенок это высказывание обретает потому, что, вообще говоря, забота о Павле была обязанностью коринфян (1 Кор. 9,11-14), но Павел решил в этом случае отказаться от своего законного права.

Важно видеть, что в вышеупомянутом отрывке речь не идет о сбережениях на будущее. Павел, говоря о заботе родителей о детях, имеет в виду лишь текущие потребности детей.

В Новом Завете нигде не приветствуется собирание детям наследства. Самое большое завещание, которое родители могут оставить детям,- духовное. Но если погоня за деньгами становится главным занятием родителей, дети лишаются этого завещания.

Подумаем только о том, сколько зла уже породили денежные завещания христиан.

а) Внезапное обогащение через получение наследства превратило духовную жизнь уже многих христиан в руины. Они опьянились материализмом и погоней за удовольствиями, став непригодными для службы Христу.

б) Или подумаем, какие тяжелые конфликты обрушивались через завещания и раздел наследств на дружные в прошлом семьи. Одна сестра завидует другой, брат ополчается против брата. Вся жизнь превращается в горькую ссору.

Лука в главе 12,13-14 повествует нам о споре из-за наследства. Иисус отклонил предложение решить спор: Он не для этого пришел на землю. Но Он не пожалел времени, чтобы предостеречь обойденного в разделе наследства брата от корыстолюбивых мыслей.

в) Одна из типичных ситуаций: родители обрекают себя на пожизненный тяжелый труд, чтобы оставить что-нибудь в наследство детям. Потом они становятся старыми, немощными и превращаются в обузу для семьи. И неблагодарные дети едва могут дождаться смерти родителей, чтобы получить желанные деньги.

г) Дети могут вырасти неверующими или избрать неверующих супругов. Как часто деньги отдавались церкви или секте, не соблюдавших Слово Божье. Так деньги из средства распространения Евангелия превращались в средство противостояния ему!

д) Мы также не должны упустить из виду, что при оформлении права наследования значительная часть денег достается государству в виде нотариальных расходов и налога на наследство. А ведь и их можно было использовать для спасения бессмертных душ.

е) Некоторые христиане пытаются обойти эти проблемы, завещая свои деньги христианским миссиям. Но мы не имеем твердой гарантии, что деньги действительно пойдут по назначению, потому что завещания часто оспариваются. Кроме того, в пользу оставления завещания нет никаких библейских аргументов. И, наконец, кто гарантирует нам, что к моменту вступления завещания в силу миссионерская организация, которой завещаны деньги, еще останется на истинном пути?

"...он суетится, собирает и не знает, кому достанется то" (Пс. 38,7). Мы только тогда можем быть полностью уверены, что пожертвованные нами деньги действительно использованы во славу Господа, если мы отдаем их при жизни. И только таким путем мы получаем обещанную награду.

Мы говорим, что верим в скорое второе пришествие Иисуса. Тогда нам следовало бы подумать: чем ближе Его пришествие, тем незначительнее становится все, чем мы обладаем. И если Господь грядет, наши сбережения не будут иметь значения ни для Него, ни для нас. Поэтому самое лучшее, что мы можем сделать,- это сейчас употребить наши средства и силы на дело Божье.

4. Следующий аргумент: "Как мы можем существовать, если каждый из нас отдаст все, что выходит за пределы его необходимого жизненного минимума, на утверждение Царства Божьего? Хотя бы некоторые должны ведь твердо стоять на земле!"

Как мы тогда будем существовать? Ответ весьма прост: "Больше - верой, меньше - видением!" Бессмысленно спорить, как это возможно, ведь первохристианской общине это было возможно.

"Все же верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян. 2,44-45).

"И не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду" (Деян. 44,34-35).

В письме Коринфской церкви Павел пишет, что наши материальные блага должны быть мобильными: услышав о нужде где-либо, мы должны тотчас послать туда помощь. Тогда и мы, оказавшись в тяжелом материальном положении, можем ожидать помощи. Так между детьми Божьими постоянно проводилось справедливое выравнивание уровней доходов.

"Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтоб была равномерность, как написано: "кто собрал много, не имел лишнего; и кто 8 мало, не имел недостатка" (2 Кор. 8,13-15).

Другими словами: если кто-либо предоставил свою жизнь Господу и был верен в управлении своим имением, другие христиане должны охотно и добровольно помочь ему в нужде.

Если мы будем честны перед самим собой, мы будем вынуждены признать, что мысль быть зависимым от других противоречит нашему духу. Мы гордимся своей независимостью. Но не является ли эта гордость выражением нашего "я", вместо проявления в нас воли Христа?

Рекомендации апостола Павла относительно заботы о вдовах в 1-м Послании Тимофею 5,3-13 ориентированы на общину, пребывающую в любви Божьей, где верующие заботятся друг о друге и деньги беспрепятственно направляются туда, где слышен голос нужды.

Тем, кто утверждает, что это было возможно в первохристианской общине, но не в церкви сегодняшних дней, можно ответить: так делается и сегодня. Есть еще христиане, живущие верой. От величия и притягательной силы их образа жизни невозможно просто так отмахнуться.

5. Возможно, кто-то возразит: разве Павел не сказал: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке?" (Фил. 4,12).

Очевидно, он представляет себе страдающего Павла голодным, жаждущим, усталым, босым и одетым в лохмотья, бредущего по безлюдной пустыне. А Павла, живущего в изобилии, наоборот,- молодым государственным деятелем, одетым по последней моде, садящимся в шикарный автомобиль возле гранд-отеля и т. д. Другими словами: он мог бы жить среди хиппи и в высших светских кругах.

Но не об этом говорит Павел в письме филиппийцам. Мы должны учесть, что письмо это было написано в тюрьме, а не на средиземноморском пляже. И из тюрьмы он сообщает:

"Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами..." (Фил. 4,18).

Можно быть уверенным, что тюрьма была местом больших страданий, но для Павла все выглядит как раз наоборот. Таким образом, Фил. 4,12 не может быть использовано как оправдание жизни в роскоши. Это было бы превратным истолкованием Послания.

6. "Как же тогда быть со стихом, говорящим нам об использовании того, что Бог обильно дает нам для наслаждения (1 Тим. 6,17)?" - Этот стих часто приводится в качестве библейского оправдания тому, что верующий должен "вкушать блага жизни" и нечего протестовать, если он приобретает себе все самое новое и качественное. Его девиз: "Лучшее из созданного миром - на службу детям Божьим!"

Но и в этом случае мы рассматриваем стих вне зависимости от контекста. Этот стих начинается требованием: "Богатых в этом мире увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное..." Поэтому цитированный выше стих не дает повода для оправдания жажды наслаждений, более того, он предостерегает от нее.

Что же означают слова о том, что Бог обильно снабжает нас всем для нашей радости? Они означают, что Бог дал нам все блага не для коллекционирования в свое удовольствие,- нет, истинное наслаждение состоит в том, чтобы разделять их с другими. Это становится совершенно ясным из следующих двух стихов:

"Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1 Тим. 6,18-19).

Мы радуемся богатству, не сохраняя его для себя, а используя его для прославления Бога и на благо окружающим.

7. После этого нам напоминается о том, что Авраам был богатым человеком (Быт. 13,2) и тем не менее был "наречен другом Божиим" (Иак. 2,23). Это, конечно, верно, но мы должны припомнить, что Авраам жил в старозаветные времена, когда материальное благополучие было завещано боящимся Бога. Богатство было в те времена проявлением Божьего благословения.

Осталось ли все так же и во времена благодати? Было бы ближе к истине сказать, что в наше время отказ от богатств приносит благословение.

Пример богача и Лазаря в Ев. от Луки 16,19-31 показывает нам, однако, что даже во ветхозаветные времена грехом было собирать себе богатства, видя своего ближнего голодающим.

8. Разве нам не предлагается учиться у муравья? "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым, нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою" (Пр. 6,6-8).

Разве не говорит нам этот стих, что муравей заботится о своем будущем, собирая себе припасы, и что мы должны следовать его примеру? - Да, но мы не должны забывать, что будущее муравья - земное, а христианина - небесное. Верующий -лишь странник и пришелец на земле (Евр. 11,13), его отчизна - на небесах. И он обязан собирать сокровища себе для будущей жизни.

Но, что касается его земной жизни, ему сказано не заботиться о завтрашнем дне - что ему есть или во что одеться (Матф. 6,25). Ему ставятся в пример птицы, которые не сеют, не жнут, не строят себе житницы возле своих гнезд, и тем не менее Отец Небесный питает их каждый день. Вывод: если Бог заботится даже о воробьях, сколько же больше Он заботится о нас!

9. Еще один аргумент сводится к тому, что богатые христиане должны существовать для того, чтобы свидетельствовать о Христе богатым мира сего. Но христиане первой общины ни о чем подобном и не думали. "Историки свидетельствуют нам, что первые христиане так горели желанием благовествовать всему миру об Иисусе, что некоторые из них становились слугами и даже рабами в домах богатых язычников, чтобы получить доступ и к аристократическим слоям общества. Они жили там и использовали каждую возможность, чтобы засвидетельствовать окружающим о любви Иисуса и Его искупительной миссии" (из книги Дж. Р. Миллера "Come ye Apart").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: