Объявление 1 страница

В техническом университете (быв. по­литехническом институте г. Барнаула) проводятся занятия по изучению Библии (Право­славная Церковь) по вторникам, пятни­цам в 18-00, ауд. 410, вход с ул. Димит­рова, от переговорного пункта. Здесь же проводится подготовка уверовав­ших во Христа к принятию истинного крещения с троекратным ПОЛНЫМ ПОГРУЖЕНИЕМ В ОЗЕРЕ, которое совершается каждый год в первое воскресенье после 7 июля (в 2002 –7 июля). Здесь занятия и Крещение всегда про­водятся только БЕСПЛАТНО, ибо взи­мание денег за святыню, тем более за Таинство Крещения есть страшный, смертный грех – симония (см. речь пат­риарха Алексия II). (СИМОНИЯ – от имени Симона-волхва, пытавшегося купить благодать Духа Святого за деньги).

О исповеди

«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «Исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» – Пс. 31:5. «Как чело­век, крещаемый человеком, то есть свя­щенником, просвещается благодатью Ду­ха Святого, так и исповедующий в Покая­нии грехи свои приемлет оставление их че­рез священника благодатью Иисуса Хри­ста» Афанасий Великий. «Без сердечного со­крушения невозможно освободиться от пороков. А сердце приводится в сокруше­ние трояким воздержанием: от сна, от пи­щи и от телесного покоя» Нил Синайский.

Часто сейчас в храмах идет общая ис­поведь; кто и хотел бы в частном поряд­ке исповедаться, то священник не дает это­го, ибо не отгоняет хотя бы на несколько шагов других исповедников, слушающих повесть чужой жизни, ибо привыкли смот­реть телесериалы.

«На общей исповеди власть ключей передана ему, кающемуся, а за священником оставляется лишь обря­довая форма. На общей исповеди кающий­ся не исповедует своих грехов, ибо испове­довать – значит открыто признавать их. На общей исповеди, когда сотни людей в один голос произносят “грешен”, нет никакого скры­того свидетельства о грехах, а потому нет и никакой «исповеди» их. На общей исповеди нет двух самых главных условий содержа­ния благодатного Таинства – права священ­ника отпускать грех, ибо он не имеет права отпускать грехи по “безотчётному произ­волу”, и права у исповедующегося пол­учать отпущение, ибо, по учению Церкви, это право дает лишь устное исповедание грехов. Что касается третьего условия Таинства, права духовника налагать епитимий, то оно вовсе отпадает при общей исповеди, ибо не зная греха, невозможно врачевать душу согрешившего наложением наказания. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, но под услови­ем раскаяния и исповеди. Если это не вы­полнено, то может случиться, что тогда, когда духовный отец будет произносить “прощаю и разрешаю”, Господь скажет: “а Я осуждаю!”» Феофан 3атворник.

Общая исповедь стихийно приобрела широкое распростра­нение. Трудно и стыдно признаться в своих грехах в личной исповеди. Но приятно, ду­шевно легко и успокоительно всплакнуть вместе со всеми на общей исповеди. Более или менее талантливый проповедник рас­трогает сердце, плачущий сосед ещё уси­лит умиление – и вот без всякого труда и подвига достигается «покаянное настрое­ние», иногда очень сильное, но в большин­стве случаев бесплодное, ибо оно проис­ходит не в результате внутренней работы, а лишь как эмоциональная разрядка отя­гощённой грехами души.

Покаянные слёзы на личной исповеди омывают исповеданные грехи, слёзы же на общей исповеди чаще всего свидетельст­вуют о самоумилении, самолюбовании и в конечном итоге служат не для разрушения горделивого самомнения, а для утвержде­ния фарисейского чувства собственной праведности и самопревозношения под видом смирения. В миру нет потребности выставлять на позор свой грех, там стара­ются скрыть его, там нет надобности так раскрывать душу, чтобы обнажить самые темные её закоулки, нет надобности в ду­ховном руководстве, ибо каждый стремит­ся жить «своим умом»; там смешны и не нужны епитимии, ибо они требуют смире­ния и послушания, а в миру более всего дорожат независимостью и своеволием.

Мирская жизнь заставляет и страдать, му­читься, впадать в отчаяние, потому хочется иногда человеку пожаловаться, поплакать слезами, которые ни к чему не обязывают, и успокоенным уйти домой. Вот почему об­щая исповедь так желанна многим, – она соответствует духу мира сего. Подделка тонкая, имеющая множество оправданий, в том числе и объективных, но тем не менее подменяющая Таинство и церковное уст­роение души, чем-то внешне очень привле­кательная, но исполненная мирской сти­хией. Общая исповедь внедряется в цер­ковную жизнь, ломая устав и опыт благо­честия, отрекаясь от церковного Преда­ния, повреждая самое существо Таинства.

Часто можно слышать от церковных людей ссылку на опыт протоиерея Иоанна Сергиева Кронштадтского, проводившего общую исповедь. Неужели и он мог слу­жить делу обмирщения и сознательно про­тивопоставлял себя Преданию Церкви! — Это было его личным дерзновением, за которое он ответствует пред Господом. Но нам он не только не заповедал следовать его примеру, а, напротив, оставил в качест­ве руководства явное указание следовать Уставу и совершать личную тайную испо­ведь. «Исповедовать в грехах надо чаще для того, чтобы поражать, бичевать грехи открытием и признанием их и чтобы боль­ше чувствовать к ним омерзения. Надо на исповеди без утайки все свои срамные де­ла открыть духовнику, хотя и больно, и стыдно, позорно и унизительно.. Священ­ник – врач духовный, покажи ему раны не стыдясь, искренно, откровенно, с сынов­нею доверчивостью».

«Умершие люди, если видят, что дела, совершенные на земле, вызывают хотя бы невольный соблазн, скорбят, и душа про­тоиерея Иоанна не может не скорбеть, ви­дя соблазн общей исповеди» Серафим Чичагов.

Надо помнить эти слова всем, ссылающимся на протоиерея Иоанна Сер­гиева в оправдание общей исповеди. Ставя своё церковное беззаконие в связь с ве­ликим пастырем, они увеличивают его скорбь (Настольная книга священнослужителя, т.8 стр. 473-477).

Священство есть Таинство, в кото­ром Дух Святой правильно избран­ного, через рукоположение святи­тельское (епископское) поставля­ет совершать Таинства и пасти стадо Христо­во. «Итак, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей Тайн Божиих» – 1 Кор.4:1, «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» – Деян.20:28. В Церкви Христовой три степени священнослу­жителей:

1. Епископ. Он не только совершает Таин­ства, но имеет власть и другим через рукопо­ложение преподавать благодатный дар совер­шать оные. «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» – Тит. 1:5. «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» – 1 Тим. 5:22. Таинство Священства совершается только в чине архи­ерейского служения литургии; рукоположе­ние во Епископа по чтении Трисвятого, пред чтением Апостола, совершают не менее, чем 2-3 епископа. «Епископа да поставляют два или три епископа» Апостол. правило 1.

2. Пресвитер, или, что то же – Священ­ник (по-церковнославянски «поп», «протопоп»), рукополагается Епископом после Херу­вимской песни. Священник может совершать все Таинства, кроме хиротонии (рукоположения).

3. Диакон не может совершать Таинства, но обязан помогать при совершении Таинств Епископу или Священнику. «Учреждение иерархии не дело человеческое, а Божие» Игнатий Богоносец.

Главные дары Священства указаны в Биб­лии и у святых отцов: «Дар сострадательной любви к своим духовным чадам, если прини­мает Таинство с чистым намерением служить спасению людей и славе Божией. Духовную любовь не рождает что-либо земное: она ис­ходит свыше, с неба и дается в Таинстве Свя­щенства, но усвоение и удержание сего дара зависит и от стремления человеческого духа» Иоанн Златоуст.

«Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» – 1 Тим.3:15, «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» – Деян. 14:23, «их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» – Деян. 6:6.

Христос поставил Апостолов пасти Церковь Свою, они рукоположили епископов, те – сле­дующих, и так до наших дней. Если же где существует перерыв, как у еретиков-сектан­тов, там нет Священства, а есть самозванство и гибель (Числ. 16 гл.), и им грозит за вос­хищение недоступного им священного звания то же наказание, сошествие в ад. «Тем пре­свитерам надлежит следовать, которые в Церкви, преемственно происходящим от Апо­столов, и по благоволению Божию, вместе с преемством Епископов, получили дарование истины» – Ириней Лионский, кн. 4, гл. 26. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и по­ставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» – Иоан. 15:16. «Священство есть что-то страш­ное: власть его великая, достоинство и служе­ние его из числа величайших даров Божиих; сам Павел страшился при взгляде на эту власть» – Златоуст. Если священник прини­мает это Таинство с чистым намерением слу­жить славе Божией и спасению людей, то в нём открывается дар сострадания и любви к своим духовным чадам. Вот почему и нужно епископу тщательнейше исследовать, кого он думает рукополагать, чтобы не получилось, как говорит Иоанн Златоуст, вместо полагаю­щих душу за овец поставили кучу поваров, которые отъели шеи как у быков, которые завели наложниц вместо жен, которых пьяных ведут с вечеринки (8 том, стр. 707-30).

В житии папы Льва (18 февр. стр. 323): «Незадолго до смерти он пробыл 40 дней у гроба св. ап. Петра в молитве и посте, умоляя, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагий Бог его прегрешения; явился Пётр и ска­зал: “Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совер­шил при хиротонии других на священные сте­пени. Лишь о том ты будешь отвечать: закон­но ты рукоположил кого или нет”». «Архиереи отвечают за всё, что натворят рукоположен­ные ими», – Златоуст. Если бы всегда выбира­ли лучших!

При рукоположении архиерей произносит молитву: «Божественная благодать, излечи­вающая всегда всё ослабевающее, и восста­навливающая обессиленное, этого весьма благочестивого диакона «имярек» возводит рукоположением моим во пресвитера: помо­лимся же о нем – да снизойдет на него благо­дать Пресвятого Духа». Пастырь должен жить как бы одним дыханием со своими овца­ми и какое горе ему, если «хотя бы одна овца погибнет по твоему нерадению. Тебе не хва­тит всей твоей жизни, чтобы рассчитаться за нее» Златоуст. «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся?» – 2 Кор. 11:29. «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» – Гал. 4:19. «Мы – Христово благоухание в спасае­мых и в погибающих» – 2 Кор. 2:15.

Действуя на пасомых примером собственного душевно­го устроения, священник должен быть неу­коснителен к Богослужению, молитвенен, духовен, несребролюбив, воздержан, отец ду­ховным чадам, кроток, брат сослужителям, должен быть свободен от душевных недугов, чтобы врачевать других. «Но усмиряю и по­рабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» – 1 Кор. 9:27, должен всегда проповедовать, «ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, по­тому что это необходимая обязанность, и горе мне, если я не благовествую» – 1 Кор. 9:16. «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова» – 1 Кор. 1:17, 9.

«Предстоятели церквей должны во все дни, особенно же во дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественнаго писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отцов; и если будет исследуемо слово писания, то не иначе да изъясняют оное, разве как изложили светила и учителя Церкви в своих писаниях, и сими более да удостоверяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклониться от подобающего. Ибо, чрез учение вышереченных отцов, люди, получая познание о добром и достойном избрания, и о неполезном и достойном отвращения, исправляют жизнь свою на лучшее, и не страждут недугом неведения, но, внимая учению, побуждают себя к удалению от зла, и страхом угрожающих наказаний соделывают своё спасение» VI Всел. 19.

«Братия, видите ли, сколько благодеяний изливает на вас Творец и спаситель через священников» прав. Иоанн Кронштадтский. «Не неради о пребывающим в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» – 1 Тим. 4:14.

На шестом Вселенском Соборе (правило 14-15) св. отцы решительно запретили по­ставлять в диаконы ранее 25 лет, а в священ­ники ранее 30 лет, а если такое свершилось, они должны быть извергнуты, ибо и Христос вышел на проповедь не ранее 30 лет. «Правило святых и Богоносных отец наших да соблюдается и в сем: дабы во пресвитера прежде тридцати лет не рукополагать. Если бы человек и весьма достоин был, но отлагать до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридцатое лето крестился, и начал учить. Подобно и диакон прежде двадцати пяти лет, и диаконисса прежде сорока лет да не поставляется. Иподиакон да поставляется не прежде двадцати лет возраста. Если же кто, в какую бы то ни было священную степень поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».

Против этого правила воюют везде, находя себе изви­нение под словом «НУЖДА». Существует везде возраст приёма в армию, в президенты, в супружество, и эти человеческие законы мало кто считает пустыми, лишними. Здесь же правила, принятые трубами Духа Святого, повсеместно нарушаются, хотя бы до уреченного возраста оставалось не более нескольких месяцев. Необходимо архиереям мысленно поставить себя пред сонмом собора, и прекос­ловить им не заочно.

Это правило нарушалось особенно на Руси, почему стоглавый собор специально этой проблеме посвятил три пра­вила (25,80,89) – да не нарушается, да из­вергаются из сана ранее уреченного срока поставленные. «Новая скрижаль» стр. 307, Симеон Солунский, гл. 177: «Посему и называется «пресвитер», т. е. старейший, переживший возраст юношеский и по летам должен быть возрастом – муж совершенный: потому что он поставляется иереем Христовым, и учителем и совершителем Божественных Таинств», «Я не спешил быть пастырем у Тебя» – Иер. 17:16. И что же? И патриарх Никон и прото­поп Аввакум поставляются в 21 год и чуть старше, и далее нарушение этого правила идёт у старообрядцев, у Московской патриар­хии, у зарубежной церкви с таким упорством и постоянством, как бы и не было правила святого Вселенского Собора. И всюду то же «Сергиевское» оправдание беззакония, но в ту же сторону – спасать церковь, иначе де некому будет спасать людей, если безусых мальчишек не поставят на самую ответствен­ную в мире должность, священствовать!

Хотя были и единоличные рукоположения в епископы и ранее уреченных лет. 20 нояб. Нир еп. Феодотом поставлен, 12 авг. Григо­рий чудот. один поставил Александра в епископы в Каманах, 22 июня; Евсевий, тайно ходя в одежде воина, рукополагал в епископы единолично. Сколь ответственен акт рукоположения! Не потому ли Игнатий, Ростовский. чудотв (28 мая) повелел положить с собой в гроб список тех, кого он рукоположил – значит не боялся отве­та, достойных рукополагал. 3 янв. Савва Освященный считал сан священства корнем честолюбия, и на служение приглашал на время священни­ка, не держа у себя. 23 янв. Климент Анкирский рукоположен в епископа, когда ему было не более 20 лет, 15 дек. Елевферий, в 15 лет диакон, 17 – пресвитер, 20 – епископ. Более того, 19 апр. Трифон, царь Феофилакт решил поста­вить в патриархи своего сына в 16 лет – 820 год.

Когда была действительно нужда, то Сам Бог устами детей воздвигал из мирян достой­ных, и в 6 дней возводили в патриархи. 6 февр. патр. Фотий, св.Тарасий в патриарха в 7 дней. 30 авг. Геннадий: «Многие архиереи (православные) уклонились в симонию (за деньги поставляли в священство)». Когда та­ких искателей счастья узнал Иоанн Златоуст (13 ноября), он изверг много епископов и священников, как совершенно не соответст­вующих своему сану. А сегодня такие горе-пастыри создали из себя кумиров, идолов, как говорит Василий Великий: «так же позлащены и так же безгласны», действуют, как антихри­сты, – как обличает их св. Иероним Стридонский (15 июня).

Для очень и очень многих сан стал просто кормушкой, где ни за качество, ни за конечный результат никто на земле не спрашивает. 21 июня Симеон юродивый изобра­жал таких циников алтарных, надевавшими вместо ораря колбасу и макавшими её в гор­чицу, и евшими. Сладкая жизнь поповская кончится горчицей геенской. Кто сегодня ска­жет искренно из священства: «Не верьте мне, если слова мои не сходятся с Библией», как сказал Кирилл Иерусалимский? Чтобы выго­ворить эти слова, как минимум, необходимо научить людей Священному Писанию и само­му говорить Слово Божие не по бреду своего больного ума, но в страхе Божием. 25 янв. Григорий Богослов назвал собор епископов гусями и журавлями, пихающими друг друга, встал и ушёл от них. Православный патриарх Феофил (13 нояб.) гнал Златоуста, и с православным епископом Фаретрием на горных тропах искали убить Иоанна. И с ним в группу захвата входили только православные монахи (4 февр.). Исидор Пелусиот гневно обличал своего епи­скопа, а еп. Флавиан (18 февр.) говорил: «Епископы возлюбили тьму, угождая более земному царю». А (7 апр.) Георгий исповедник ви­дел в видении: на горнем месте вместо епи­скопа стоит дикий кабан, уши и хвост его обрезаны – прообраз сергианских архиереев, отдавших всю власть сатанистам и соглашав­шихся «спасать» Церковь через предательст­во Церкви. Даже Макарий Египетский (19 янв.) уди­вился, что за каждым богослужением присут­ствует в церкви сатана, и на месте отсутство­вавшего настоятеля стоял осёл. А 5 недель не причащающаяся женщина превратилась в ло­шадь.

И пока не будет исполнено в храме на литургии «ОГЛАШЕННЫЕ, ИЗЫДИТЕ», всё в храме будет лишь похожим на бесплат­ный концерт. «Пасомые простят иному пасты­рю некоторую, быть может, сухость и суро­вость, которые свойственны иным характе­рам, простят ему даже его слабости; но никог­да русский православный человек не простит священнику неверия или неблагоговейного, небрежного, внешнего, формального исполне­ния своих пастырских обязанностей. Не явля­ется мелочью и то, как пастырь относится к внешнему своему облику. (Наст. книга 1:720-1). Особенно любят говорить, что каким бы ни был пастырь, а вот благодать от него всё же нисходит, забывая, что Бог «не имеет надоб­ности в муже грешном» – Сир. 15:12.

Скры­ваясь за «сакраментальными» ответами лжесмирения (как же не допустить к моче­нию лбов и к причастию в тот же день тех, кто сегодня только заскочил в храм по пути на базар), говорят: «Мы их спасаем, а потом благодать довершит». «Не говори: ради Гос­пода я отступил, ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать» – Сир. 15:11. Вся Биб­лия до краев переполнена гневными словами о злых пастырях, которые пасут самих себя, а не овец: «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются» – Ис. 28:7.

«И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, ПРОТИВ СВЯЩЕННИКОВ ЕГО и против народа земли сей» – Иер.1:18, «И пророки станут ветром, и СЛОВА [ГОСПОДНЯ] НЕТ В НИХ; над ними самими пусть это будет» – Иер. 5:13,18. «Выхожу я на поле, — и вот, убитые мечом; вхожу в город, — и вот истаевающие от голода; даже и ПРОРОК И СВЯЩЕННИК БРОДЯТ ПО ЗЕМЛЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНО» – Иер. 14:18, 32 глава; «Беда пойдет за бедою и весть за вестью; и будут просить у пророка видения, и НЕ СТАНЕТ УЧЕНИЯ У СВЯЩЕННИКА и совета у старцев» – Иез. 7:26; «СЛУШАЙТЕ ЭТО, СВЯЩЕННИКИ, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе» – Ос. 5:1; «Главы его судят за подарки и СВЯЩЕННИКИ его учат ЗА ПЛАТУ, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: “не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!”» – Мих. 3:11.

«Итак, для вас, СВЯЩЕННИКИ, эта заповедь: если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Мое­му, – говорит господь Саваоф, – то Я ПОШЛЮ НА ВАС ПРОКЛЯТИЕ И ПРОКЛЯНУ ВАШИ БЛАГОСЛОВЕ­НИЯ, И УЖЕ ПРОКЛИНАЮ, потому что вы не хо­тите приложить к тому сердца. Вот Я отниму у вас плечо и помет раскидаю на лица ваши» – Малах. 2:1-3.

Господь говорит: «Пастыри отпали от Меня» – Иер. 2:8, «пастыри сдела­лись бессмысленны» (10:21), «множество пастырей испортили виноградник» (12:10). А они хвалятся ризами, дипломами, митрами. И видели бедственнейшее положение этих пастырей только отдельные люди, как Сера­фим Саровский, молившийся о них (Наст. кн. св. том 3 стр. 601). И «Господь открыл мне, что будет время, когда архиереи земли рус­ской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его.чистоте, и за то гаев Божий поразит их... и сказал Господь, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от Меня».

«Большая часть священников погибает», – предуп­реждает Иоанн Златоуст. Но и эти грозные предупреждения не повлияли на тех, кто рвётся к алтарю или уже кощунствует в сане, дискредитируя самые основы веры, без при­готовления допуская людей до Причастия, до Крещения (которое превратили в мочение лбов), говоря, что погружение при Крещении – это всего лишь традиция, забывая, что глав­нейшее при крещении есть «троекратное по­гружение в воду во имя Отца и Сына и Свято­го Духа» («Опыт Христианского катехизи­са», митр. Антоний, стр. 73). Этих пастырей унесет «ветер гнева Божия» («Всех пастырей твоих унесет ветер, и друзья твои пойдут в плен; и тогда ты будешь постыжен и посрамлен за все злодеяния твои» – Иер. 22:22, Иезек. 34 гл. – эта глава есть поэма, «аксиос» современным пастырям; «На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани» – Зах. 10:3, 1 гл.

И если будет на земле суд за распад лич­ности, за уничтожение России, то на первой скамье подсудимых священники и учителя, а потом уж прокуроры, судьи и продавцы. Что такое Священство, и каким оно должно быть и есть? Что об этом говорят святые отцы Цер­кви?

Лично для себя священник не может со­вершить ни одного Таинства кроме Евхари­стии. «Когда священник призывает Святого Духа и совершает страшную Жертву, и часто прикасается к общему всем Владыке, тогда, скажи мне, с кем наряду поставим его? Какой потребуем чистоты от него и какого благоче­стия?» – говорит Златоуст. «Священство ду­ховное имеют все христиане («Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» – 1 Петр. 2:9, «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» – Откр. 5:9-10.) Такому священству сообраз­ные бывают и приношения, а именно: молит­вы, благодарения, умервщление плоти, пре­дание себя на мученичество за Христа и дру­гие, сим подобные».

Церковь времён апо­столов не знала деления на клириков и мирян в нашем смысле, как и не содержала самих терминов этих, но священство было и тогда. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос» – 1 Кор. 12:4-11.

«Где и кем совершалось бы у нас таинственное и гор е возводящее богослу­жение, если бы не было Священства», – Григо­рий Богослов. «Великое это Таинство совер­шают люди, но люди, поставленные распоря­жаться небесным; они получили власть, кото­рой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам,...Один только священник имеет право предла­гать Чашу Крови» – Иоанн Златоуст. «Пресвитеры ложны быть благосердны, милостивы ко всем, чтобы обращали заблудших, посещали боль­ных, заботились о вдовах и сиротах, воздер­живались от гнева, мщения, заискивания и несправедливости в суде, удалялись от всяко­го сребролюбия и не были легковерны к наго­ворам на кого-либо», – Поликарп Смирнский (ок. 80-169 г.).

Св. Ириней Лионский (130-202) рассуждает о том, какое тяжкое наказа­ние ожидает плохих пресвитеров, и как высоко нужно ценить истинное пастырство, убеждает удаляться тех, которые, будучи «многими по­читаемы за пресвитеров, служат своим похотям, и хотя кажутся имеющими страх Божий в сердцах своих, но уничижают других, гор­дятся Своим старшинством и скрыто делают зло». Святой Ириней учит иметь общение только с теми, которые «хранят учение Апо­столов и, исполняя обязанности пресвитера, предлагают учение здравое и ведут бессоб­лазнительную жизнь к утверждению и исп­равлению прочих».

«Каждый, удостоившийся Священства, должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями и не оставлять Церкви для занятия земными и мирскими делами, но трудиться денно и нощ­но для дел небесных и духовных», – Киприан Карфагенский (258 г.).

«Мне стыдно за других, которые, не буду­чи ничем лучше прочих, с неумытыми рука­ми, с нечистыми душами берутся за святей­шее дело, и прежде, нежели сделались до­стойными приступить к Священству, врыва­ются в святилище, теснятся и толкаются вок­руг Святой Трапезы, как бы почитая сей сан не образцом добродетели, а средством к про­питанию, не служением, подлежащим ответ­ственности, но начальством, не дающим отчё­та. И такие люди, скудные благочестием, жалкие в самом блеске своём, едва ли не многочисленнее тех, над кем они начальству­ют. Не знающие ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше учиться, нежели, не зная, учить. А потому брать на себя труд учить, пока сам не научился доста­точно и, по пословице, на большом глиняном сосуде учиться делать горшки, то есть над душами других упражняться в благочестии, по моему мнению, свойственно только людям крайне неразумным и дерзким», – Григорий Богослов (329-389), – «...прежде, нежели узнают наименование священных книг и научатся распознавать письмена и писателей Ветхого и Нового Завета, и едва только затвердят два-три слова о благочестии, и то понаслышке, а не из книги, – как уже считают себя мудрыми, и книжниками, и законниками и желают, что­бы другие люди звали их учителями». «Поло­жим, – говорит он, – что иной непорочен и взошёл на самый верх добродетели: всё ещё не вижу, каким запасшись знанием, на какую понадеявшись силу, отважится он на такое начальство? Ибо править человеком, самым хитрым и изменчивым живым существом, действительно есть искусство из искусств и наука из наук. А для этого столько требуется ума, какое надобно тонкое и глубокое знание природы и души человеческой, какая прони­цательность, сколько опытности! Вот почему не нужно искать Священства в молодости, вот почему Церковь определяет для вступления в Священство известный возраст, ранее которо­го принимать сан не позволяется». В диаконы – не ранее 25 лет, в священники – не ранее 30 лет (6 Всел. собор, прав. 14-15). Об этом подробно говорит в трех книгах «О должно­стях священнослужителей» Амвросий Медиоланский. Вот четыре качества, которыми должны обла­дать они: мудрость, справедливость, мужест­во и воздержание .

Св. Иоанн Златоуст (350-407 г.), состоя в звании диакона в Антиохии и желая избежать пресвитерского и епископского служения, на­писал в свое оправдание «Шесть слов о Свя­щенстве». «Священник должен во всем столько превосходить всех, за которых про­сит, сколько защитник превосходит защища­емых. Душу священника обуревают волны, сильнейшие тех, которые ветром поднимают­ся в море. И прежде всего видится огромная скала тщеславия, любовь к похвалам, жела­ние чести, неразумные и вредные почести, благосклонности, робкий страх, отсутствие дерзновения, великий вид смиренномудрия, в котором истины – нисколько, устранение об­личении и епитимий, или, лучше сказать, применение их даже выше меры к людям не­знатным, а перед людьми, облеченными вла­стью, – несмелость, не позволяющая и рот от­крыть. Пороки священников могут быть и скрытыми, но хотя бы они были и малы, скоро делаются известными. Грехи обыкновенных людей, как производимые во мраке, губят од­них согрешающих, а порочность значительно­го и известного многим мужа наносит общий вред всем»... «Для Священства должны быть избираемы такие души, какими благодать Бо­жия некогда показала в вавилонской печи те­ла святых отроков. Знаю многих, подвизав­шихся всё время, изнурявших себя постом, пока они могли быть в уединении и заботиться о себе, угождали Богу и каждый день успева­ли в любомудрии; а когда, встав в толпе, принуждены были исправлять невежество на­рода, тогда – они в самом начале оказались неспособными к такому делу, весьма много повредили себе и не принесли никакой поль­зы другим. Итак, рукополагающему следует подвергать большему испытанию рукополага­емого, а ещё больше самому рукополагаемому следует испытывать самого себя. По причине неопытности одного много людей доводится до последней погибели». По слову Златоуста священник должен быть человеком образо­ванным, особенно же сведущим в Священном Писании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: