Например, не выходить во двор, не оставлять дом и т. д. Чтобы подчеркнуть бедственное положение, можно использовать контрапункт. До наступления беды нам показывают идиллическую картину благополучия: у царя есть прекрасный сад с золотыми яблоками, с урожаем все в порядке и т. д. (Пропп В.).
Герой нарушает запрет
Это момент появления злодея-антагониста: «Он выступает в роли нарушителя покоя счастливого семейства, он вызывает беду, наносит вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и дьявол, и разбойники, и колдунья, и мачеха, и т. д... Итак, в действие вступил вредитель. Он пришел, прокрался, прилетел и т. д. и начал действовать (Пропп В., с. 25).
Злодей пытается разузнать
Его цель — понять, куда делись царские дети, где скрыты ценные предметы и т. д. Антагонист задает вопросы, чтобы получить ценную информацию.
Злодей получает сведения
Наивные герои отвечают на вопросы антагониста. В большинстве случаев это происходит в форме диалога, например, между мачехой и зеркалом, которое отвечает, что она очень красива, но есть и красивее ее.
|
|
Злодей пытается обмануть жертву, чтобы забрать ее имущество
В этом случае злодей маскируется под другого персонажа: «Змей прикидывается золотой козой... или прекрасным юношей... Колдунья прикрывается образом сердечной бабульки... Поп надевает козлиную шкуру... Вор прикидывается простаком...» (Пропп В., с. 25).
Жертва поддается обману и тем самым невольно помогает врагу
Герой верит всему, что ему говорит злодей, и действует по его наставлению. Интересно, что запреты всегда нарушаются, а слова злодея принимаются с дружеским доверием и, соответственно, исполняются.
Пропп определяет эту функцию как предварительную беду.
Злодей начинает вредить
Это ключевая функция, потому что именно она выступает настоящим началом эк-шена. Существует масса разных вредительств: • злодей крадет:
♦ жертву (змеи крадут царских дочерей, колдуньи — мальчиков; старшие
братья — жену младшего брата и т. д.);
♦ волшебное средство;
♦ волшебного помощника;
♦ урожай;
♦ свет;
♦ золотые яблоки;