Ухудшающее действие — это действие, драматизирующее ситуацию, а иногда доводящее ее до трагического конца.
Это основные функции, которые задействуют нарративы: «Морфологически волшебной сказкой может быть названо любое развитие от вредительства... или
ГЕОРИЯ НАРРАТИВА
от недостатка... через промежуточные функции до свадьбы... Мы называем такое развитие ходом. Любая новая гадость, любой новый недостаток создает новый ход» (Пропп В., с. 69).
Механизмы обострения ситуации могут быть разными:
• возрастающее напряжение героя;
• разрастание конфликта;
• все больше обстоятельств становится частью конфликта;
• появляется все больше эффективно действующих злодеев;
• в руках злодея оказывается все больше волшебных средств;
• все больше злодейских механизмов;
• у злодея появляется все больше помощников;
• герой страдает все сильнее;
• все больше положительных персонажей попадает в плен;
• еще больше плененных красавиц;
• времени для действия остается все меньше;
|
|
• герой оказывается там, откуда не возврата (the point of no return) и т. д.
Препятствия
Это всевозможные преграды, которые встают перед положительным персонажем и которые драматизируют и оттягивают хеппи-энд. Мы можем их классифицировать по-разному:
• люди — все виды злодеев обоего пола: криминальные типы, отравительницы,
извращенцы, фашисты, коммунисты, империалисты и т. д.;
■ мифические люди: волшебницы и колдуны, злые боги и т. д.;
• животные — все виды хищников: львы, тигры, волки, змеи;
• мифические животные: змеи, драконы и внеземные существа;
• предметы: злые волшебные средства или нейтральные волшебные средства,
но принадлежащие злодеям; оружие и т. д.;
• пространство — мрачное, темное, влажное и подземное;
• время — его нехватка, что усложняет действия героя и в немалой степени
нервирует его.
Типичный пример — фильмы с Индианой Джонсом. Храбрый археолог борется со злодеями-нацистами, гестаповцами, злыми индийскими принцами. В него летят отравленные стрелы, на него нападают змеи, его пытаются уничтожить с помощью танка и т. д.
Беда
Пропп использует понятие «беда» как основную причину завязки. Существует много видов бед. В волшебной сказке, например, это заключение в темницу, кража и т. д.
С точки зрения нарратива волшебной сказки беда выполняет несколько функций:
• герою запрещают что-либо делать;
• герой нарушает запрет;
• обман жертвы и т. д.
ДЕЙСТВИЯ