Мы, как представители славянской культуры, связываем различные элементы священного пространства с идеей о создании нашей собственной цивилизации, о борьбе наших героев и т. д.
Наши памятники героям — типичный пример этого. Здесь они совершали чудеса: уничтожали врагов, восстанавливали порядок из хаоса, погибали в мучениях.
Храмы, которые поставлены таким героям, символизируют мир: у них четыре стороны, которые символизируют четыре стороны света. В центре храма располагается святилище — символ непреходящей силы героя.
По Кэмпбеллу, человек, входящий в храм и направляющийся к святилищу, подражает действиям героя. Та же символика присутствует в архитектуре древних городов. Ворота в них были расположены в соответствии с четырьмя главными направлениями, а в центре размещали святилище божественного героя — основателя города. Так целый город становился символом, наделяющим смыслом жизнь населяющих его людей.
Тесно связана с сакральным пространством идея о центре и о периферии.
|
|
Центральное/периферийное пространство
Идея о существовании центра — одно из самых ярких проявлений мифологического мышления. Мирча Элиаде очень глубоко проанализировал этот феномен в «Мифе о вечном возвращении».
Он полагает, что любая земная форма соответствует небесному аналогу. Таким же образом структурировали пространство и древние египтяне, и древние эллины, и христиане.
Элиаде сформулировал архитектонический символизм центра следующим образом.
1. Священная Гора, где встречаются Небо и Земля, находится в центре Мира.
2. Каждый храм или дворец, или еще шире — каждый священный город или
царская резиденция, — это еще одна «священная гора», которая, таким образом, превращается в центр.