Священное пространство

Мы, как представители славянской культуры, связываем различные элементы священного пространства с идеей о создании нашей собственной цивилизации, о борьбе наших героев и т. д.

Наши памятники героям — типичный пример этого. Здесь они совершали чуде­са: уничтожали врагов, восстанавливали порядок из хаоса, погибали в мучениях.

Храмы, которые поставлены таким героям, символизируют мир: у них четыре стороны, которые символизируют четыре стороны света. В центре храма распо­лагается святилище — символ непреходящей силы героя.

По Кэмпбеллу, человек, входящий в храм и направляющийся к святилищу, под­ражает действиям героя. Та же символика присутствует в архитектуре древних городов. Ворота в них были расположены в соответствии с четырьмя главными направлениями, а в центре размещали святилище божественного героя — ос­нователя города. Так целый город становился символом, наделяющим смыслом жизнь населяющих его людей.

Тесно связана с сакральным пространством идея о центре и о периферии.

Центральное/периферийное пространство

Идея о существовании центра — одно из самых ярких проявлений мифологиче­ского мышления. Мирча Элиаде очень глубоко проанализировал этот феномен в «Мифе о вечном возвращении».

Он полагает, что любая земная форма соответствует небесному аналогу. Таким же образом структурировали пространство и древние египтяне, и древние элли­ны, и христиане.

Элиаде сформулировал архитектонический символизм центра следующим об­разом.

1. Священная Гора, где встречаются Небо и Земля, находится в центре Мира.

2. Каждый храм или дворец, или еще шире — каждый священный город или

царская резиденция, — это еще одна «священная гора», которая, таким об­разом, превращается в центр.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: