Гастон Башлар вводит понятие «счастливое пространство»: «Наша цель в том, чтобы изучить некоторые совсем обычные образы, образы счастливого пространства. Наши исследования в этой области можно было бы назвать топофилией (любовью к местности. — X. К.)... эти пространства восхваляют по разным причинам» (Башлар Г., с. 34).
Что касается экшен-нарративов, счастливое пространство в них связано прежде всего с сексуальными функциями. Герой, совершив тысячи подвигов, получает «сексуальную» награду — развлекается с красавицей на каком-нибудь райском тропическом острове. Это не случайно.
С точки зрения коллективного европейского бессознательного, рай расположен именно на этих островах. Это подтверждается результатами некоторых семиотических исследований: «Начиная с эпохи Великих географических открытий "писатели" размещают на каком-нибудь острове идеальный, утопический и фантастический мир, противопоставляя его реальному, так же как далекий остров противопоставляется близкой стране» (Степанов Ю., с. 61).
Существуют и другие счастливые пространства. Париж и Венеция — одни из самых подходящих топосов, с точки зрения любой влюбленной и романтической
ХРОНОТОП
женщины. Неоспоримо доказано, что развитие сюжета многих реклам, использующих эти обращения, связано именно с этими городами.