Система требований и рекомендаций по ведению классного журнала в школе первой ступени образования

Методические рекомендации

1. Классный журнал является государственным документом, фиксирующим и регламентирующим этапы и уровень фактического усвоения учебных программ. Аккуратное, точное и своевременное ведение его обязательно для каждого учителя и классного руководителя. Для школы первой ступени образования установлен отдельный классный журнал (для обучающихся I - IV классов).

При заполнении классного журнала необходимо помнить, что он является, в первую очередь, финансовым документом. От того, как будет оформлен журнал зависит объективная оценка труда учителя и классного руководителя по многим критериям, а именно: усвоение программы по всем учебным предметам; плотность и система опроса обучающихся; объективность в выставлении текущих и итоговых оценок обучающимся (см. Письмо Минобразования России от 19.11.1998г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»); соблюдение норм проведения контрольных, проверочных, самостоятельных (см. Письмо Минобразования России от 19.11.1998г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»), административных работ, практических и лабораторных занятий, уроков-экскурсий и т.п.; дозировка домашнего задания (п. 2.9.19. "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" СанПиН 2.4.2.-1178-02); соблюдение требований и рекомендаций, зафиксированных в «Листке здоровья»; учет замечаний по ведению журнала и механизм их устранения, сделанных кем-либо из администрации или в ходе внешнего контроля; тщательность в заполнении сведений о количестве уроков, пропущенных обучающимися; правильность оплаты за фактически проведенные уроки, консультационные часы, индивидуально-групповые* занятия, факультативы; правильность оплаты замены уроков;

В начале классного журнала прописаны «Указания к ведению классного журнала в 1-4 классах общеобразовательных учреждений». В предлагаемых рекомендациях даны разъяснения по всем пунктам «Указаний...». В классный журнал ежедневно записываются данные учителем часы по факту их проведения. Недопустимо производить запись уроков заранее.

Замена уроков записывается по факту проведения, т. е. в тот день, когда она была осуществлена. Тема урока, проведённого вместо отсутствующего


коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет., Справа, где записывается домашнее задание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену).

2. Директор общеобразовательного учреждения и его заместитель по
учебно-воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных
журналов и систематически (не реже одного раза в месяц) осуществлять
контроль за правильностью их ведения. В функционал заместителя
директора образовательного учреждения входит и контроль за ежедневным
хранением классных журналов в отведенном для этого в образовательном
учреждении специальном месте (кабинет заместителя директора либо
учительская).

3. Списки обучающихся (фамилия и имя, либо инициал имени
обучающегося) заполняются на страницах журнала классным руководителем в
алфавитном порядке
и только после того, как они выверены им в
канцелярии школы.
Кроме списков на левой стороне развёрнутого листа
журнала записывается название предмета (с маленькой буквы) в
соответствии с названием учебного предмета в программе и учебном
плане, а
на правой стороне листа - Ф.И.О. (полностью) учителя, ведущего
данный учебный предмет.

За все нарушения, допущенные в классном журнале, отвечают: директор, заместитель директора и классный руководитель. Все изменения в списочном составе обучающихся в журнале (выбытие, прибытие, обучение в санаторно-лесной школе и т. п.) может фиксировать только классный руководитель после приказа по школе. Дата и номер приказа вносятся также в журнал на ту строку порядкового номера, где зафиксирована фамилия обучающегося,

4. Контроль за ведением журналов осуществляется по следующей схеме:
-заполнение журнала на 10 сентября включает в себя оформление

титульного листа «Классный журнал», списки обучающихся на первых страницах по всем учебным предметам, записанным в данный журнал (перечень и название учебных предметов в классном журнале должны соответствовать школьному учебному плану), списки в сводной ведомости учёта успеваемости учащихся, оглавление, общие сведения об учащихся, сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися, листок здоровья;

- журнал проверяется ежемесячно на предмет правильности и своевременной записи тем уроков по учебным предметам, плотности и объективности опроса, дозировки домашнего задания, недопустимости заданий на выходные и праздничные дни (см. Письмо Минобразования России от 20.02.1999г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором зафиксировано, что «Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на понедельник» (п. 9. Также нельзя задавать домашние задания на праздничные дни,

- в конце каждой учебной четверти журнал проверяется особенно тщательно. Уделяется внимание фактическому усвоению программы


объективности выставленных текущих и итоговых оценок; наличию контрольных и текущих проверочных работ; правильности записи замены уроков, (если таковые были); проведению уроков-экскурсий; уроков-обобщений и других занятий, проводимых в нетрадиционной форме (особенно это касается организации четвертых часов нетрадиционных занятий (т.е. не в классно-урочной форме) в адаптационный период в первом классе);

- в конце года классный руководитель сдаёт журнал на проверку администратору только после того, как учителя-предметники уже отчитались перед заместителем директора по итогам года.

Кроме указанных выше обязательных проверок классного журнала
могут быть ещё целевые проверки, а также проверки, проводимые
финансовыми органами. Заместитель директора (либо директор),

проверяющий журнал, обязательно делает подробную запись на странице «Замечания по ведению классного журнала». Кроме замечаний делается также пометка об устранении отмеченных недостатков и сроках их устранения,

В качестве рекомендации предлагаем внести на страницу журнала «Замечания по ведению классного журнала» (первую запись в начале учебного года) дату и роспись классного руководителя и учителей-предметников данного класса об ознакомлении с «Указаниями к ведению классного журнала в 1-4 классах»,

5. Классный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы
параллельных классов нумеруются литерами, например, 1-а класс, 1-6 класс, 1-
в класс и т. д.

В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или заместителем директора по УВР сдаются в архив школы. На основании Приказа МКО от 16.08.97г №287 "О примерной номенклатуре дел общеобразовательных учреждений" срок хранения классного журнала составляет 5 лет (ст. 605). После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса.

• Сформированные дела за годы хранятся не менее 25 лет.

6. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе даёт
указания учителям начальных классов (классным руководителям) о
распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости
и посещаемости обучающихся на год, в соответствии с
количеством учебных часов, выделенных в учебном плане образовательного
учреждения на каждый учебный предмет (1 час/ нед.- 2 стр., 2 час/ нед. - 4
стр., 3 час/нед. - 5 стр., 4 час/нед. -7стр., 5 час/нед.-8 стр., 6 час/нед. - 9 стр.).

В соответствии с данными указаниями классный руководитель оформляет страницу журнала «Оглавление».

На страницу «Оглавление» записываются названия всех учебных предметов, соответствующие учебному плану.


В период обучения грамоте в первом классе названия учебных

, предметов по формированию навыков чтения и письма пишутся раздельно.

Такого учебного предмета как «обучение грамоте» не существуют. Есть парные

предметы «чтение» и «письмо». Обучение грамоте является целью всего

процесса формирования общеучебных базовых навыков (чтения, письма, счета и

др.).

В период обучения грамоте в классном журнале следует записывать учебные предметы «чтение» и «письмо», а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык».

Внеклассное чтение (с 1998 года. см. «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Утвержден приказом Минобразования России от 09.02.1998г. № 322) является составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносится. Отдельная оценка за внеклассное чтение, соответственно, не ставится, так как нет отдельного учебного предмета по внеклассному чтению,

7. Руководителям образовательных учреждений необходимо помнить, что в классном журнале подлежит фиксации только то количество уроков, которое соответствует учебному плану и, соответственно, подлежит оплате. Уроков (учебных курсов), которые не соответствуют учебному плану и не подлежат финансированию, в классном журнале быть не должно. Соответственно и отметок по этим предметам быть не должно.

Для занятий по иностранному языку в классном журнале отводятся специальные страницы, или в образовательном учреждении заводят отдельный журнал. Этот вопрос решает администрация школы. На сегодняшний день Федеральный экспертный совет (ФЭС) Минобразования России не утверждает учебник (УМК), если в него не внесены автором все составляющие обоснованной и необходимой интеграции того или иного учебного предмета.

Преподавание ОБЖ на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности. В начальной школе вопросы безопасности жизнедеятельности включены в содержание утвержденных Минобразованием России курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиены, а также необходимые навыки по гражданской обороне.

На изучение основных вопросов безопасности жизнедеятельности отведено:

в курсе «Зеленый дом» (автор - А.А. Плешаков) - более 25 часов;

в курсе «Природа и люди» (автор — ЗА. Клепинина) - более 20 часов;

в курсе «Окружающий мир» (автор — Н.Ф. Виноградова) - более 25 [асов;

В курсе «Мир и человек» (автор - А.А. Вахрушев) - более 15 часов.»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: