Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов познавательных процессов. Но в каждом действие один из процессов является главным, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие познавательные процессы как восприятие, память или мышление. Развитию познавательных процессов способствует:
- совершенствование чувственного восприятия, т.е. развитие умений по использованию своих сенсорных аппаратов в результате упражнений;
- умение правильно понимать полученные данные, что связано с общим интеллектуальным развитием человека;
- практические умения и навыки, приобретенные в ходе выполнения какой-либо деятельности,
постоянное расширение кругозора.
Рассмотрим отдельные познавательные процессы, имея в виду, что любой познавательный процесс осуществляется в познавательном действии, в котором, в явном или скрытом виде, присутствуют и другие познавательные процессы. Например, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в сложном единстве с речью.