История возникновения когнитивной психологии

Интерес к человеческому познанию проявляли еще в Древней Греции. Платон и Аристотель, в их исследованиях природы и происхождения знания, говорили о памяти и мышлении. До XIX века вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике.После открытия В.Вундтом первой психологической лаборатории в Лейпциге (1879 г.), психологию признали отдельной наукой. Можно сказать, что Вундт занимался когнитивной психологией. Методом исследования психической деятельности на тот момент была интроспекция.Спустя некоторое время, в Америке Э.Торндайк сформулировал теорию научения, которая была непосредственно применима в школьной практике. В отличие от Торндайка, Эдвард Толмэн предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью «стимул-рефлекс». Фундаментальным законом научения он считал овладение когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: «стимул - познавательная деятельность – реакция».В середине ХХ веке появились первые компьютеры и информационные технологии. Что дало возможность психологам сравнивать процессы переработки информации человеком и вычислительной машиной.Книга У. Найссера «Когнитивная психология», опубликованная в 1967 г., стала теоретическим фундаментом нового направления в исследовании познавательных процессов. Первоначально Найссер рассматривал познание как линейно-последовательный процесс переработки информации, включающий в себя получение сенсорных данных, их преобразование, обработку, накопление, воспроизведение и использование. Процесс переработки информации человеком осуществляется по определенным программам, и в этом его сходство переработкой информации компьютером. В 1976 г. У. Найссер опубликовал вторую свою фундаментальную работу «Познание и реальность». Он призвал когнитивных психологов выйти за пределы лабораторных исследований познавательных процессов и обратиться к исследованию познания человека в реальных условиях его жизнедеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: