В основе воззрений социальных конструкционистов лежит одна твердая посылка: никто в организации не «видит» окружения. Организация конструируют его, исходя из той богатой и неоднозначной информации, в которой размыты даже такие фундаментальные категории, как «внутри» и «за рамками». Данная посылка представляется справедливой, но возражения вызывает то, как социальные коиструкционисты манипулируют ею. Они утверждают, что, поскольку окружение конструируется внутри организации, оно представляет собой продукт личных убеждении менеджеров. Обратившись к школам дизайна и позиционирования, мы увидим, что знакомая нам схема ССВУ (SWOT) — учитывающая внешнюю среду организации и оказавшая значительное влияние на школу позиционирования — неожиданно отодвигается на второй план (как и вся школа позиционирования). И на ее месте появляется другая, весьма туманная схема — убеждения менеджеров.
Критики данной точки зрения указывают, что существование внешней среды opганизации вряд л и может быть поставлено под сомнение. Кроме того, на рынке дейстлует множество «осколков» компаний, восприятие которыми рынка, вопреки (или благодаря) тому что думают их менеджеры, неправильно. На эти доводы социальные конструкционисты отвечают: в вашем возражении видится упрощенное понимание «окружения». Л. Смирчич и К. Стаббарт проясняют это понятие, предлагая три параллельные концепции окружения. Исторически наши представления о внешней среде развивались от первой концепции через вторую к третьей,
|
|
1. Реальное внешнее окружение...[Согласно этой концепции], «организация «погружена в «окружение», существующее вне и независимо от нее… В этом
смысле «внешняя среда» определяется как реально существующее, объективное, независимое, данное, внешнее... Почти все исследования и публикации
по стратегическому управлению предполагают [такое] отношение... Таким
образом, анализ внешней среды ведет к открытию, или к обнаружению обстоятельств, которые уже где-то ждут, чтобы их обнаружили... [и затем]
намечается стратегия, которая будет им соответствовать.
2. Воспринимаемая внешняя среда... [Эта концепция] не заменяет понимания окружения как (реального, материального и внешнего). Разница между ними
заключается в подходах стратегов. Стратегов постоянно вводит в заблуждение ограниченная рациональность... и их недостаточное и несовершенное восприятие «окружающей среды. С практической точки зрения, главная задача. в том, чтобы сократить разрыв между [их] неверным восприятием и истинной сущностью окружения.
3. Узаконенное окружение. Согласно интерпретационному взгляду на мир отдельных объективных «окружений» просто не существует... Организации и
внешняя среда — это удобные обозначения принципов деятельности. Все, что
люди относят к своему окружению, рождается из человеческих действий и
сопровождается попытками понять смысл этих действий....Мир — это. по
существу, неопределенная сфера опыта. во внешней среде нет ни возможностей, ни угроз, а только материальные и символические результаты действий.
|
|
Но стратег – полный решимости найти смысл в действиях – создает взаимоотношення, выстраивая и приводя в действие связи...