Как принимается решение

В большинстве посвященных принятию решений исследований вначале го­ворится не о решении, а действии. И только потом описывается предполагаемое решение. Предполагается, что действию неизбежно предшествует некий идентифициру­емый момент решения. Другими словами, если организация предприняла некий шаг, она сначала решила поступить именно так.

Действие может совершаться без предварительного решения о нем. Иначе говоря, в соответствии с американскими законами люди способны на убийство и без предварительного решения о своих действиях.

решение, как и многие другие понятия в теории организации, нередко выступает неким искусственным, психологическим построением, под которым подразумевается подготовка к действию. И для отдельного человека, и для организаций подготовка не обязательно должна предшествовать действию или, говоря более обще, какой бы ни действия все равно будут малопонятными и бестолковым.

Как и в географии, в менеджменте в различных ситуациях применяются специальные карты. Энн Хафф, одна из самых ярких представительниц школы познания разделяет карты когнитивные, определяющие важные для менеджеров факторы (например, сведения о главных конкурентах), и карты, которые отображают взаимоотношения между этими факторами (основные конкуренты должны отреагировать на наше снижение цен аналогичным шагом) (Huff, 1990).

Карты первого типа нередко называют схемами, термином, заимствованным из когнитивной психологии. Каждая из них переполнена данными. Проблема заключа­ется в том, как организовать их хранение и сделать доступными в любой нужный момент. Доступность схем состоит в том, что они отображают знание на различных уровнях, что позволяет индивиду, основываясь на начальных данных, мысленно воосстановить, восполняя пробелы, полную картину.

Познание как достижение понимания

Менеджеры и составляют карты, и пользуются ими. То, каким образом они создают свои когнитивные карты, есть ключ к постижению процесса формирования стратегии. Вообще говоря, это и есть формирование стратегии. Стратегия — это понимание, и потому, пользуясь классическим термином когнитивной психологии,
построение стратегии можно назвать «достижением понимания». Особое влияние па пониманне процесса принятия решения руководителем ока­зали работы Герберта Саймона, настойчиво повторявшего, что в словах «проница­тельность, интуиция и творчество» нет ничего загадочного.

Изучая процесс формирования стратегии организации, нам необходимо понять, как именно стратегу удается порой синтезировать массу разрозненной информа­ции в новые перспективы. Возможно, нам следует перенести акценты с исследова­ния слов и других «распознаваемым порций информации» на распознавание образов. Путь к пониманию важнейших ментальных процессов, связанных с созданием стратегии, долог и труден.И это дает основание заключить, что когнитивная школа, будучи потенциально самой важной из всех десяти, на данный момент внесла наименьший вклад в решение проблемы.

Познание как конструирование

Вторая ветвь когнитивной школы (во всяком случае как мы это понимаем) значи­тельно отличается от первой и потенциально, возможно, более результативна (не в последнюю очередь потому, что менее претенциозна). Согласно ей, стратегия явля­ется основанная на познанной как конструировании интерпретаций.

По мнению представителей этой ветви, «внешний» мир («там», «за рамками», «запределами») не просто направляет подвергающееся воздействию разного рода искажений, предубеждений и упрощений «внутреннее» поведение индивида. Дан­ный процесс напоминает не столько попытки отображения реальности (быть «там» с лучшей картой рынка, или, в духе К. Вейка, с любой картой, которая убедит вас двинуться в путь), сколько процесс познания. Исследователей, прежде всего, инте­ресует ответ на вопрос: А как насчет стратегий, которые изменяют мир? Откуда они берутся?

Разум навязывает некую трактовку происходящего вокруг — он конструирует свой мир. В каком-то смысле у разума есть собственный разум, действующий в соответствии со своей собственной когнитивной динамикой вернее, они действуют, поскольку для разума характерно коллективное иэмерение: взаимодействуя, люди создают свои интеллектуальные миры.

Г. Бэйтсон утверждает, что психологический фрейм выполняет примерно ту же функцию, что и рамка, в которую помещается фотография, т. е. снимает неопреде­ленность, показывая, что такое «внутри» и что такое «вне», что «реально» в контек­сте взаимодействия наблюдателя и ситуации, а что нет. Итак, согласно Г. Бэйтсону; психологический фрейм обладает следующими свойствами:

а) Психологические фреймы имеют исключающий характер, т. с. при включе­
нии в фрейм определенной информации (или значимых действий) из него
исключается некая другая информация.

б) Психологические фреймы имеют включающий характер, т. е., исключая
одну информацию, они включают другую. Согласно теории множеств, эти
две функции СИНОНИМИЧНЫ, но, с точки зрения психологии необходимо рас­
сматривать их по отдельности. Если го воритьо восприятии наблюдателя,
рамка фотографии или картины подсказывает ему: «Смотри на то, что внут­
ри, и не обращай внимание на то, что снаружи». Вид и фон в том смысле, в каком
эти термины употребляются в гештальтпсихологии, не симметричны (так,
как множество и немножество в теории множеств). Восприятие фона долж­но быть решительно сдержано, а восприятие вида (как в случае с картиной)должно быть решительно увеличено.

В) Психологические фреймы —это то, что мы называем допущениями или посылкамп. Рамка висящей на стене фотографии говорит наблюдателю о том, что для интерпретации фотографин он пользуется теми же самыми принципами мышления, которыми могут использоваться для интерпретации обоев вокруг рамки.

г) Таким образом, фрейм - явление метакоммуникативное. Любое сообщение (информация), эксплицитно или имплицитно определяющее фрейм, обеспечивает его получателю помощь в любом его попытке понять включенные в фрейм сообщения (Bateson, 1972:187).

Если понятие «схемы» используется исследователями довольно широко, то термин «фрейм» пока малоизвестен, возможно, лучшей из посвященных использованию фреймов менеджерами работой до сих пор остается исследование О. Эль Сави и т.Почана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: