Техники. I. Метод «Фиксированной роли».Для решения вопроса перестройки личностных конструктов Д

I. Метод «Фиксированной роли». Для решения вопроса перестройки личностных конструктов Д. Келли предложил технику, которую называл методом «фиксированной роли». В ходе коррекционного взаимодействия клиенту предлагают (на основе соответствующих приемов) посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно. Кли­ент с помощью психолога активно экспериментирует с при­нимаемыми ролями гипотетических персонажей. Существен­ной особенностью является то, что ролевая игра разворачи­вается не в специальных (коррекционных) условиях, а в реальной жизни клиента.

Для того чтобы выяснить, как клиент структурирует свой образ «Я» в рамках своей системы личностных конструктов, психолог просит клиента написать небольшую пьесу, в которой он был бы главным действующим лицом. Этот метод позволяет получить цельный образ личности клиента, а не просто набор хороших и плохих качеств, характеризующих клиента.

Затем психолог предлагает клиенту написать сочинение: создать самому себе характеристику глазами другого человека, который хорошо знает клиента. Этот другой и станет тем персонажем, роль которого в дальнейшем будет разыгрывать клиент.

После того как сочинение написано, клиента просят представить, что он будет временно отсутствовать (например, едет в отпуск), а его место займет персонаж, в которого надо будет постараться перевоплотиться. Для этого клиенту необходимо попытаться представить себе во всех подробностях, что тот мог говорить, думать, делать, чувствовать и даже какие он мог бы видеть сны.

Проанализировав характеристику клиента с точки зрения основных факторов, которые он использовал для самоописания, психолог готовит сценарий разыгрываемой роли. Предлагаемая клиенту роль должна включать, как минимум, одну характеристику, противоположную его самоописанию.

Клиент должен действо­вать в рамках роли с учетом взглядов других людей и кон­центрировать внимание не только на поведении окружаю­щих, но и на различии точек зрения.

Во время «репетиций» психолог может исполнять роли значимых для клиента людей или обмениваться ролями с самим клиентом. Психолог дол­жен суметь показать клиенту, как частные гипотезы могут быть использованы в качестве основы для структурирова­ния взаимодействий между ним и другими людьми и для интерпретации результатов этого взаимодействия.

В конце психокоррекционной работы (в целом она длится 1—2 нед) клиенту разрешается вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. «Вернувшись» в свое преж­нее «Я» клиент обсуждает с психологом приобретенный опыт.

В заключение психолог передает клиенту ответственность за оценку приобретенного им опыта и за то, что он впос­ледствии предпримет с учетом этого нового опыта. Д. Келли утверждал, что клиент не должен пытаться играть предло­женную ему роль в дальнейшем, даже если эксперимент был очень удачным. Заданием для клиента становится кон­струирование своей собственной личности в новых и новых сериях эксперимента, которые могут продолжаться всю жизнь.

Играя роль новой личности с новым взглядом на себя других — сначала наедине с психологом, а затем в реальной жизни клиент убеждается, что многие опасения, лежа­щие в основе его проблем, напрасны и беспочвенны и он способен к новому конструктивному поведению.

2. «Подъем по лестнице». Техника позволяет клиенту изучить иерархию конструктов. Если клиент предпочитает пользоваться подчиняющими конструктами, то психолог задает, ему вопросы: «Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?» Обсуждение конструктов с помощью вопросов, начинающихся со слова «почему», похоже на сво­еобразный подъем вверх по лестнице.

3. «Складывание пирамиды». Эта техника очень похожа
на технику «Подъем по лестнице», но психолог вместо вопроса «почему?» задает вопрос «как?». Процедура складывания пирамиды представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта, а «Подъем по лестни­це» представляет собой движение «вверх», к поиску более широкого мотива, который запускается вопросом «почему?», т.е. к обнаружению более абстрактного конструкта.

4. «АВС-модель». Данная техника заключается в том, что клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуе­мого конструкта. Например, у женщины имеется избыточ­ный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: «Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Ка­кие минусы привносит в ее жизнь большой вес?» Отвечая на вопросы, поставленные подобным образом, клиент имеет возможность определить границы действия конструкта и предпринять попытки для его перестройки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: