Основные понятия. «Ловушка»,т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснован­ную невротическую тревогу

«Л овушка», т.е. все те когнитивные образования, которые создают необоснован­ную невротическую тревогу. У нормально функционирую­щего человека имеется рациональная система оценочных когниции, которая представляет собой систему гибких свя­зей между дескриптивными и оценочными когнициями. Она носит вероятностный характер, выражает скорее пожела­ние, предпочтение определенного развития событий, по­этому приводит к умеренным эмоциям, хотя иногда они и могут носить интенсивный характер, однако не захватыва­ют индивида надолго и поэтому не блокируют его деятель­ность, не препятствуют достижению целей (хотелось бы, желательно, возможно).

Система иррациональных уста­новок приводит к психологическим проблемам.

Иррациональные установки однозначны, не гибки и не адаптивны (должен, надо, плохо, хорошо).

Эллис разработал своеобразный «кодекс невротика», т.е. комплекс ошибочных суждений, стремление к выполне­нию которого ведет к психологическим проблемам:

1.Все вокруг должны любить и уважать меня.

2. Каждый должен быть компетентным во всех областях знаний.

3. Большинство людей подлые, испорченные и достойны презрения.

4. Если я не буду волноваться по поводу серьёзного дела, то случится провал.

5. Человеческие несчастья обусловлены внешними сила­ми, и у людей мало возможности их контролировать.

6. Если существует опасность, то не следует ее преодоле­вать.

7. Я должен избегать трудных и конфликтных переживаний – тогда моя жизнь наладится.

8. В этом мире слабый всегда зависит от сильного.

9. Прошлая история человека должна влиять на его не­посредственное поведение «сейчас».

10. Не следует беспокоиться о чужих проблемах.

А. Эллис предложил свою структуру личности, назван­ную им по первым буквам латинского алфавита «АВС-теория»: А — активирующее событие; В — мнение клиента о событии; С— эмоциональные или поведенческие послед­ствия события; D— последующая реакция на событие в результате мыслительной переработки; -Е- завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструк­тивное).

Анализ поведения клиента или самоанализ осуществляется по схеме «со­бытиевосприятие событияреакцияобдумываниевывод». Эта концептуальная схема нашла широкое применение в практической коррекционной психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вес­ти эффективное самонаблюдение и самоанализ.

Цели коррекции. Главная цель — оказание помощи в пе­ресмотре системы убеждений, норм и представлений. Част­ная цель — освобождение от идеи самообвинения.

Кроме того, А. Эллис сформулировал ряд желаемых ка­честв, которые необходимо сформировать у клиента в процессе психокоррекционной работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гиб­кость, принятие неопределенности, научное мышление, само-принятие, способность к риску, реализм.

Позиция психолога. Позиция психолога, директивна. Он разъяс­няет, убеждает, опровергает оши­бочные суждения, указывая на их неточность, произволь­ность и т.д. Он апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению Эллиса, не занимается отпущением гре­хов, после которого клиент может быть и чувствует себя легче, но неизвестно, легче ли ему на самом деле.

Требования и ожидания от клиента. Клиенту отводится роль ученика, и соответственно его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации с ролью учаще­гося.

Предполагается, что клиент проходит три уровня инсайта:

1.Поверхностный — осознание проблемы.

2. Углубленный — распознавание собственных интерпре­таций.

3. Глубинный — на уровне мотивации к изменению.

В целом же психологические предпосылки РЭТ следую­щие:

признание личной ответственности клиента за свои проблемы;

принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы;

признание того, что эмоциональные проблемы клиен­та проистекают из его иррациональных представлений о себе и о мире;

обнаружение (осознавание) клиентом у себя этих пред­ставлений;

признание клиентом полезности серьезного обсужде­ния этих представлений;

согласие прилагать усилия к конфронтации со своими
алогичными суждениями;

согласие клиента на использование РЭТ.

Первый этап кларификация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров, наиболее эмоцио­нально затронувших клиента, вызвавших у него неадекват­ные реакции.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет клиенту дифференцировать собы­тия, которые могут быть и которые не могут быть изменены.

Цель этапа - осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, пере­стройка этой системы и только после этого — принятие ре­шения об изменении ситуации.

Второй этап идентификация эмоциональных и пове­денческих последствий воспринятого события. Цель этого этапа — выявление всего диапазона эмоциональных реак­ций на событие (рациональные и иррациональные).

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные груп­пы иррациональных установок, создающих проблемы:

1.Катастрофические установки.

2. Установки обязательного долженствования.

3. Установки обязательной реализации своих потребностей.

4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области вы­явлены иррациональные установки (их может быть несколь­ко), показан характер связей между ними, делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в про­блемной ситуации.

Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть от­ношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап реконструкция иррациональных устано­вок.

Цель – перестройка иррациональных стереотипов.

К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: 1) на когнитивном уровне, 2) уровне воображения, 3) уровне поведения — прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказа­тельство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негатив­ные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситу­ацию. При негативном воображении он должен максималь­но полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых уста­новок ему удалось достичь этого. Такое погружение в пси­хотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тре­нировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитив­ном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, про­веденных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, пара­доксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап — закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом са­мостоятельно. Они также могут проводиться на когнитив­ном уровне, в воображении или на уровне прямых дей­ствий.

РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к ин­троспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: