Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса

Основатель РЭТ А. Эллис сформулировал ряд положе­ний, которые активно используются в практической коррекционной психологии. Одним из таких положений, часто цитируемых Эллисом, является высказывание: «Людям ме­шают не вещи, а то, какими они их видят» (Эпиктет).

А. Эллис стремился осво­бодить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспе­чить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Каждый человек рождается с опре­деленным потенциалом, и этот потенциал имеет две сторо­ны: рациональную и иррациональную; конструктивную и дес­труктивную и т.д. Согласно А. Эллису психологические про­блемы появляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения, под­держки) и ошибочно полагает, что эти простые предпочте­ния — абсолютные мерила его жизненного успеха (меня никто не любит, я ничего не достиг, а в реальности всё хоть немного, но меняется, все мои лекции должны быть супер, я всегда должен быть одет с иголочки и т.д.). Нерациональные мысли меняют ситуацию (увидев скучающего на лекции студента можно решить, что лекция действительно плоха, расстроиться и лекция станет хуже, в то время как студент просто не имеет познавательной мотивации), что подтверждает стереотипы.

В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескрип­тивные и оценочные.

Дескриптивные когниции содержат информацию о ре­альности, о том, что человек воспринял в мире, это «чистая» информация о реальности. Оценочные когниции отра­жают отношение человека к этой реальности.

Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого. Расстройства в эмоцио­нальной сфере являются результатом нарушений в когни­тивной сфере (таких как ложные вы­воды и жесткие установки) – иррациональных установок.

С точки зрения А. Эллиса, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предпи­сания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений, и они носят абсолютистский характер, усваиваются в детстве от значимых взрослых. Иррациональные установки не соответствуют реаль­ности как по силе, так и по качеству этого предписания. Если иррациональные установки не реализуются, они при­водят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида. Сердцевиной же эмо­циональных нарушений, по мнению Эллиса, является са­мообвинение.




double arrow
Сейчас читают про: