Техники

Техники: подразделяются на вербальные и поведенческие.

Вербальные техники когнитивной терапии заключаются в совме­стном с пациентом поиске нерациональных убеждений, демонст­рации при помощи логических выкладок ложности этих убежде­ний, помощи в формировании новых интерпретаций и взглядов.

Поведенческие техники когнитивной терапии, по А. Беку, со­стоят в изменении нерациональных мыслей человека посредством изменения его поведения.

1. Сократовский диалог. Серией вопросов клиента побуждают к проверке своих автоматических мыслей, поиску альтернативного объяснения событиям. Пример: «А что еще могло заставить его так действовать?», «Как можно по-другому это объяснить?»

2. «Заполнение пустоты». Метод используется, когда уро­вень испытываемых эмоций носит умеренный характер и когниции, сопровождающие их, нечетки, недостаточно оформлены.

Для выявления неосознаваемых мыслей пациента клиен­ту предлагают заполнить следующую последовательность:

А -> какое-нибудь событие.

С-> — эмоциональная реакция клиента на событие.

В-> — мысли клиента, связывающие эти два события.

Клиента учат наблюдать за последовательностью внешних событий (А) и реакций на них (С). Клиенту необходимо заполнить пустоту в своем сознании (В), которое является связующим звеном между А и С. В — это мысли или обра­зы, возникавшие в этот промежуток и делающие понятной связь между А и С.

Например, увидев на улице давнего знакомого, клиент почувствовал грусть и печаль. А — встреча с человеком; С — печаль; В — когниция, связывающая эти два события. Далее клиент объясняет: «Увидев этого человека, я подумал, что, возможно, он меня не узнает или скажет, что я плохо выгля­жу, или грубо ответит и это меня огорчит. После этого воз­никло чувство печали».

После того как связь между событием и эмоциональной реакцией вскрыта клиентом, психолог выдвигает гипотезу по поводу связи между А и С гипотезу и представить ее для обсуждения (подтверждения) клиенту.

Клиент имеет право согласиться или не согласиться с психологом и найти более точные формулировки своих убеж­дений. Как только убеждение идентифицировано, оно от­крыто для модификации. Модификация убеждения осуще­ствляется следующими способами:

— психолог может спросить у клиента, является ли убеж­дение разумным;

—может попросить клиента привести доводы «за» и «про­тив» сохранения этого убеждения;

—психолог может попросить клиента предоставить до­казательства, факты, противоречащие этому убежде­нию (т.е. опровергнуть его).

3. Декатастрофизация (техника «что... если»). Техника
предназначена для исследования действительных фактичес­ких событий и последствий, которые в представлении кли­ента наносят ему психологический ущерб и вызывают чув­ство тревоги. Эта техника помогает клиентам справиться с последствием события, сопряженного со страхом.

Психолог задает клиенту вопрос: «А что будет, если эта ситуация наступит?» Клиент перечисляет возможные последствия этой ситуации. Психолог повторяет вопрос: «А что будет, если...?» При рассмотрении всех последствий си­туации клиент приходит к выводу о том, что ситуация не настолько значима, как представлялась ему в самом начале беседы.

4. Когнитивная реатрибуция. Проверяются предположения о том, кто (или что) в действительности несет ответственность за те или иные события.

Психолог и клиент рассматривают аль­тернативные причины событий. Техника реатрибуции пред­полагает проверку реальности и исследование всех фактов, которые повлияли на возникновение ситуации. Она включает следующие приемы:

1.Проверку наполненности когниций клиента реальным
содержанием. Осуществляется переход к более содержатель­ному и многостороннему представлению об объекте неадекватной цепочки суждений (своем «Я», сфере деятельности, взаимоотношениях с другим человеком и т.п.).

2. Выявление несостоятельности представлений клиента о
причинах неадекватной его цепочки суждений. Объек­том воздействия на этой стадии являются здравые сужде­ния, которыми клиент привычно обосновывает свое чув­ство вины, тревогу, неполноценность, проявления агрес­сивности.

3. Закрепление новых атрибуций (в дискуссии, ролевой
игре, в повседневной жизни).

В коррекционной практике методика применяется при деп­рессивных неврозах, реактивных депрессиях, фобиях, исте­рических реакциях, зависимостях (наркотики, алкоголь). Про­тивопоказано применение при психотических нарушениях.

5. Переформулирование и фиксация рациональных реакций. Научив клиентов формулировать более рациональные и адаптивные реак­ции, им предлагается фиксировать новые формулировки в специ­альных дневниках, закрепляя эту привычку.

Клиенту предлагается сформулировать про­блему по-новому, с тем, чтобы она получила конкретное и специфическое звучание. Например, человеку, который счи­тает: «Никто не обращает на меня внимание», — предлагает­ся переформулировать проблему: «Мне нужно эмоциональ­ное тепло. Я его не получаю. Поэтому мне нужно протянуть руку другим людям, чтобы обо мне позаботились».

5. Децентрализация. Метод освобождения клиента от свой­ства видеть в себе точку сосредоточения всех событий. Для проверки искаженных убеждений клиента ему предлагается провести поведенческие эксперименты.

Например, один клиент считал, что во время совещания все за ним наблюдают, замечают его неуверенность, поэто­му он предпочитал молчать, не высказываться. Из-за этого у него были проблемы с руководством. Клиенту было пред­ложено понаблюдать за окружающими вместо того, чтобы сосредоточиваться на своем дискомфорте. Когда он понаб­людал за сотрудниками, то увидел, что одни люди слуша­ют выступающего, другие — что-то пишут, третьи — меч­тают. Он пришел к выводу, что другие озабочены своими делами, а не отношением к нему. И его отношение к себе изменилось.

7. Проверка гипотезы. Клиент, находящийся в эмоцио­нально неустойчивом состоянии, имеет свою гипотезу, объяс­няющую такое его состояние. Психолог просит привести кон­кретные факты, объясняющие данную гипотезу. При этом нельзя пользоваться обобщающими ярлыками, неясными терминами и неопределенными понятиями.

Например, клиент утверждает, что он плохой учитель. Психолог просит привести факты, аргументы в пользу та­кого заключения. При рассмотрении этих аргументов может выясниться, что не учтены какие-то стороны деятельности. После этого клиента просят привести факты обратной свя­зи: мнения родителей, суждения, отзывы учеников, коллег по работе, которые должен добыть сам клиент. После рас­смотрения всех фактов в совокупности клиент приходит к выводу, что на самом деле он не такой плохой, как ему казалось и его мнение о себе ошибочно.

8. Планирование деятельности. Эта процедура сводится к тому, что клиента просят составить распорядок дня, наме­тить план той или иной деятельности и выставить оценки степени удовлетворения от этой деятельности, используя шкалу от 0 до 10 баллов. Заполнение таких распорядков дня и последующий их анализ с психологом приводит к тому, что клиент убеждается в том, что он в состоянии контроли­ровать свое поведение. И его эмоциональная оценка этой деятельности зависит от целого ряда факторов, что приво­дит к изменению эмоционального отношения к себе и к той деятельности, которой он занимается.

Фиксация когнитивных ошибок. После знакомства клиента с типичными когнитивными ошибками ему помогают обнаружить их признаки в автоматических суждениях.

Имажинация. Клиентам предлагается в воображении проверить свои предположения, например, представив, что произойдет в результате тех или иных событий.

Суть этих приемов можно пояснить на следующих примерах.

Пример 1 (Поведенческий компонент):

Пациентка с тяжелой формой депрессии длительное время находится в клинике, убеждена сама и убеждает других, что она так слаба, что совер­шенно не в силах ухаживать за собой и скоро умрет.

Терапевт предлагает ей эксперимент: сможет ли она усилием воли за­ставить себя присесть на кровати. С задачей пациентка легко справляется. (Несложный навык здесь как бы «отщеплен» от ее мыслей о собственной неполноценности и уверенности в скорой смерти.) Увеличивая сложность заданий, терапевт постепенно добивается того, что пациентка сама выхо­дит в туалет, а через 2 недели — весело болтает, прогуливаясь в саду вместе с другими «безнадежными» пациентками.

П р и м е р 2 (Поведенческий компонент):

Пациент с сильным страхом публичного выступления убежден, что он нигде и никогда ни слова не сможет произнести «на публике». Терапевт предлагает ему сначала просто постоять у закрытой двери, ведущей на сцену, и дождаться, когда сердцебиение успокоится. Затем пациент про­сто выходит на сцену и несколько минут стоит перед аудиторией пациен­тов, не раскрывая рта. Спустя некоторое время он уже в состоянии пред­ставиться публике и рассказать о том, как он раньше боялся публичного выступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: