Имеет некоторое сходство с работами Эллиса. Как и Эллис, Бек считает, что настроение и поведение индивидуума в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира.
Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека состоит в том, что решающим фактором для выживания организма является переработка информации. В результате рождаются программы поведения.
Программа может быть нормальной (адекватной) или неадекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная программа. Бек описывает эти конструкты как отрицательные когнитивные модели или "схемы". Эти схемы подобны фильтрам, "концептуальным очкам", сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе их интерпретируем. Эти схемы начинают формироваться в детстве на основе личного опыта и идентификации со значимыми другими и подкрепляются дальнейшим опытом человека и, в свою очередь, влияют на формирование других убеждений, ценностей, позиций.
|
|
Например, получив определенный опыт в некоторых жизненных ситуациях, люди начинают тенденциозно интерпретировать свой опыт: пережив угрожающий эпизод, начать интерпретировать нормальные телесные ощущения как сигнал наступающей смерти. Из всего поступающего потока информации будут выбираться «сигналы опасности» и блокироваться «сигналы безопасности», И в результате на относительно незначительные стимулы клиент начинает реагировать как на сильную угрозу, отвечая эмоционально и поведенчески неадекватно. Когда это случается, человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или паники.
Основные положения:
1.Восприятие реальности субъективно. Невротические мысли и ожидания формируют специфическую картину мира, которая иногда имеет очень мало общего с объективной реальностью.
2. Мышление управляет эмоциями, мотивами, планами поведения и поведением. За любым актом поведения, за любой болезненной эмоцией существуют автоматические мысли, которые самим человеком часто не осознаются, но управляют, несмотря на это, его поведением. При некоторой тренировке эти мысли можно осознать и изменить — как с помощью терапевта, так и самостоятельно.
3. Некоторые автоматические мысли становятся неадаптивными, вызывают дискомфорт и порождают болезненные эмоциональные реакции. Неадаптивные автоматические мысли — это обычные адаптивные мысли, проявляющиеся в преувеличенном виде или же в неподходящей ситуации.
4. Автоматические мысли могут быть выявлены путем простого припоминания травмирующей ситуации в связи с мыслями, которые она породила или обычно порождает, и последствиями, к которым эти автоматические мысли приводят.
|
|
А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место — «когнитивная уязвимость». Именно она располагает человека к психологическому стрессу.
Схемы могут быть как адаптивными, так и дисфункциональными (когнитивными ошибками).
Бек называет целый ряд таких систематических ошибок.
Произвольное умозаключение. Люди часто делают поспешные выводы, не имея к тому достаточных оснований. Пример: вывод «Я ошибся в выборе профессии» после плохой оценки на экзамене в университете.
Избирательное восприятие — чрезмерное внимание к несущественным деталям и игнорирование иной, более существенной, информации. Пример: женщина обращает внимание на низкие оценки дочери по алгебре и не замечает отличных оценок по всем другим предметам. Вывод: «Ребенок ни к чему не способен».
Преувеличение (обобщение, сверхгенерализация) — склонность делать глобальные выводы на основании единичных событий. Пример: заключение «Меня никто не любит» после ссоры с матерью, или «Я просто урод» после единичного вежливого отказа со стороны симпатичной девушки.
Преуменьшение — тенденция недооценивать существенные достижения. Пример: утверждение «Мне это ничего не стоило ведь мне это нравится» после завершения сложнейшего горного восхождения.
Персонализация — привычка связывать внешние события с собственными действиями. Пример: у преподавателя болит зуб, вывод, который делает студент: «Он зол на меня, поскольку я много прогуливал».
Дихотомическое мышление — склонность впадать в крайности при оценке событий. Пример: утверждение: «Если мой проект не будет принят, значит, я — плохой архитектор».
3. Неизменно негативные интерпретации событий ("превращение мух в слонов"), например: "Раз то-то и то-то не удалось, все пропало".
4. Ожидание негативных событий в будущем, например: "Не будет ничего хорошего. Я никогда не смогу ладить с людьми".
5. Чувство ошеломленности, обусловленное ответственностью и огромностью задачи, например: "Это слишком трудно. Об этом даже подумать невозможно".
Цели коррекции — исправление неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.