Когнитивный подход аарона Бека

Имеет некоторое сходство с работами Эллиса. Как и Эллис, Бек считает, что настроение и поведение индивидуума в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира.

Главная идея когнитивной психокоррекции А. Бека со­стоит в том, что решающим фактором для выживания орга­низма является переработка информации. В результате рож­даются программы поведения.

Программа может быть нормальной (адекватной) или не­адекватной. В случае когнитивного сдвига в переработке информации начинает формироваться аномальная програм­ма. Бек описывает эти конструкты как отрицательные когнитивные модели или "схемы". Эти схемы подобны фильтрам, "концептуальным очкам", сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе их интерпретируем. Эти схемы начинают формироваться в дет­стве на основе личного опыта и идентификации со значи­мыми другими и подкрепляются дальней­шим опытом человека и, в свою очередь, влияют на фор­мирование других убеждений, ценностей, позиций.

Например, получив определенный опыт в некоторых жизненных ситуациях, люди начинают тенденциозно интерпретировать свой опыт: пережив угрожающий эпизод, начать интерпрети­ровать нормальные телесные ощущения как сигнал насту­пающей смерти. Из всего поступающего потока информации будут выбираться «сигналы опасности» и блокироваться «сигналы безопасности», И в результате на относительно незначитель­ные стимулы клиент начинает реагировать как на сильную угрозу, отвечая эмоционально и поведенчески неадекватно. Когда это случается, человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или па­ники.

Основные положения:

1.Восприятие реальности субъективно. Невротические мысли и ожидания формируют специ­фическую картину мира, которая иногда имеет очень мало обще­го с объективной реальностью.

2. Мышление управляет эмоциями, мотивами, планами пове­дения и поведением. За любым актом поведе­ния, за любой болезненной эмоцией существуют автома­тические мысли, которые самим человеком часто не осознаются, но управляют, несмотря на это, его поведением. При некоторой тренировке эти мысли можно осознать и изменить — как с помощью терапев­та, так и самостоятельно.

3. Некоторые автоматические мысли становятся неадаптив­ными, вызывают дискомфорт и порождают болезненные эмоциональные ре­акции. Неадаптивные автоматические мысли — это обычные адаптивные мысли, проявляющиеся в преувеличенном виде или же в неподходящей ситуации.

4. Автоматические мысли могут быть выявлены путем простого припоминания травмирующей ситуации в связи с мыслями, которые она породила или обычно порождает, и по­следствиями, к которым эти автоматические мысли приводят.

А. Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется свое слабое место — «когни­тивная уязвимость». Именно она располагает человека к пси­хологическому стрессу.

Схемы мо­гут быть как адаптивными, так и дисфункциональными (когнитивными ошибками).

Бек называет целый ряд таких систематиче­ских ошибок.

Произвольное умозаключение. Люди часто делают поспешные выводы, не имея к тому достаточных оснований. Пример: вывод «Я ошибся в выборе профессии» после плохой оценки на экзаме­не в университете.

Избирательное восприятие — чрезмерное внимание к несуще­ственным деталям и игнорирование иной, более существенной, информации. Пример: женщина обращает внимание на низкие оценки дочери по алгебре и не замечает отличных оценок по всем другим предметам. Вывод: «Ребенок ни к чему не способен».

Преувеличение (обобщение, сверхгенерализация) — склонность делать глобальные выводы на основании единичных событий. Пример: заключение «Меня никто не любит» после ссоры с матерью, или «Я просто урод» после единичного вежливого отказа со стороны симпатич­ной девушки.

Преуменьшение тенденция недооценивать существенные до­стижения. Пример: утверждение «Мне это ничего не стоило ведь мне это нравится» после завершения сложнейшего горного восхождения.

Персонализация привычка связывать внешние события с соб­ственными действиями. Пример: у преподавателя болит зуб, вывод, который делает студент: «Он зол на меня, поскольку я много прогуливал».

Дихотомическое мышление склонность впадать в крайности при оценке событий. Пример: утверждение: «Если мой проект не будет принят, значит, я — плохой архитектор».

3. Неизменно негативные интерпретации событий ("превращение мух в слонов"), например: "Раз то-то и то-то не удалось, все пропало".

4. Ожидание негативных событий в будущем, например: "Не будет ничего хорошего. Я никогда не смогу ладить с людьми".

5. Чувство ошеломленности, обусловленное ответственностью и огромностью задачи, например: "Это слишком трудно. Об этом даже подумать невозможно".

Цели коррекции — исправление неадекват­ных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: