Реальностная терапия У. Глассера

Реальностная терапия исходит из того, что изначальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответ­ственно. И именно поведение становится предметом анализа и коррекции.

Центральным понятием в данном подходе является чув­ство реальности. С нижение чувства реальности приводит к возникновению подобных психических явлений.

В результате ослабления чувства реальности у клиента рез­ко понижается чувство ответственности перед самим собой за результаты своих действий. Человек считает себя не «хозя­ином своей жизни», а «игрушкой в руках судьбы», в резуль­тате такого самоотношения нарушается планирование своих действий, формируется искаженный «образ будущего».

Во главе этого подхода стоит побуждение клиента брать на себя ответственность и добиваться поставленных целей, если они реальны.

В 60-е годы У. Глассером была создана модель реальностной терапии, которая предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушительницами.

По мнению У. Глассера, человек— тво­рец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: лич­ность сама выбирает свою позицию — жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.

Пози­тивная личностная направленность — это условия личност­ного здоровья. Прошлому клиента придается весьма низкое значение, так как оно не может быть изменено и, следова­тельно, вне власти клиента.

Цели коррекции. Общая цель коррекции — активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реаль­ной жизни.

Частная цель — достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана лич­ностного совершенствования.

Развития ответственности, са­моконтроля и позитивного поведения.

Главные задачи коррекционного процесса — помочь кли­енту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Раз­вить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаи­вает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки.

Позиция психолога. Позиция психолога определяется как близкая к позиции учителя. А отсюда требования к профес­сиональным качествам: седативность, эмпатичность, спо­собность быть требовательным, последовательным и слу­жить моделью поведения.

Требования и ожидания от клиента. Принятие клиентом ответственности за свое поведение. Основной задачей коррекционной работы ста­вится активизация у пациента чувства реальности и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуще­ствлением в реальной жизни.

У. Глассер выделяет семь шагов совместной с клиентом работы, которая в совокупности обеспечивает достижение психопедагогических целей.

1. Установление отношений с клиентом: подружиться, уметь выслушать, проявить искреннюю заботу, готовность при­нимать клиента таким, какой он есть.

2. Забыть о прошлом клиента и основное внимание уде­лить текущему поведению.

3. Поощрять клиента к оцениванию своего поведения; помочь ему выяснить, что помогает и что мешает в том, что он делает.

4. Помочь клиенту в поиске альтернативных способов
действий и выработке плана. План должен быть ясен, прост, конкретен: что будет делать клиент, где, когда, как, зачем.

5. Клиент должен взять на себя обязательство о выполне­нии плана, который должен быть реалистичным.

6. Отказ принятия извинений.

7. Быть жестким с клиентом, но, отказываясь от при­менения наказаний, не отказываться от работы с клиен­том, даже если у клиента возможны срывы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: