Реальностная терапия исходит из того, что изначальное поведение клиента неадекватно, нереалистично и безответственно. И именно поведение становится предметом анализа и коррекции.
Центральным понятием в данном подходе является чувство реальности. С нижение чувства реальности приводит к возникновению подобных психических явлений.
В результате ослабления чувства реальности у клиента резко понижается чувство ответственности перед самим собой за результаты своих действий. Человек считает себя не «хозяином своей жизни», а «игрушкой в руках судьбы», в результате такого самоотношения нарушается планирование своих действий, формируется искаженный «образ будущего».
Во главе этого подхода стоит побуждение клиента брать на себя ответственность и добиваться поставленных целей, если они реальны.
В 60-е годы У. Глассером была создана модель реальностной терапии, которая предназначалась для психокоррекционной работы с молодыми правонарушительницами.
По мнению У. Глассера, человек— творец собственной жизни, часть мира, которую сам создает для себя. А отсюда основные положения теории Глассера: личность сама выбирает свою позицию — жертвы или деятеля; сама выбирает себе желаемый мир и желаемое поведение и осуществляет контроль над ними.
|
|
Позитивная личностная направленность — это условия личностного здоровья. Прошлому клиента придается весьма низкое значение, так как оно не может быть изменено и, следовательно, вне власти клиента.
Цели коррекции. Общая цель коррекции — активизация у клиента «чувства реальности» и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.
Частная цель — достижение личностной независимости, повышение уровня самоосознания и разработка плана личностного совершенствования.
Развития ответственности, самоконтроля и позитивного поведения.
Главные задачи коррекционного процесса — помочь клиенту стать рассудительным, эмоционально устойчивым. Развить у него способность оценивать собственные действия и планы в зависимости от тех ценностей, которые он отстаивает и тех последствий для него самого, к которым могут привести его поступки.
Позиция психолога. Позиция психолога определяется как близкая к позиции учителя. А отсюда требования к профессиональным качествам: седативность, эмпатичность, способность быть требовательным, последовательным и служить моделью поведения.
Требования и ожидания от клиента. Принятие клиентом ответственности за свое поведение. Основной задачей коррекционной работы ставится активизация у пациента чувства реальности и помощь ему в преодолении разрыва между его планами и их осуществлением в реальной жизни.
|
|
У. Глассер выделяет семь шагов совместной с клиентом работы, которая в совокупности обеспечивает достижение психопедагогических целей.
1. Установление отношений с клиентом: подружиться, уметь выслушать, проявить искреннюю заботу, готовность принимать клиента таким, какой он есть.
2. Забыть о прошлом клиента и основное внимание уделить текущему поведению.
3. Поощрять клиента к оцениванию своего поведения; помочь ему выяснить, что помогает и что мешает в том, что он делает.
4. Помочь клиенту в поиске альтернативных способов
действий и выработке плана. План должен быть ясен, прост, конкретен: что будет делать клиент, где, когда, как, зачем.
5. Клиент должен взять на себя обязательство о выполнении плана, который должен быть реалистичным.
6. Отказ принятия извинений.
7. Быть жестким с клиентом, но, отказываясь от применения наказаний, не отказываться от работы с клиентом, даже если у клиента возможны срывы.