Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения. Урок должен быть воспитывающим и развивающим. На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Урок должен быть оснащен:
· техническими средствами обучения;
· дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);
· весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
· проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
· соответствие мебели возрасту детей;
· соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
· соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
· соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Цель урока
Задачи урока:
• образовательная;
• коррекционно-развивающая;
• воспитывающая.
Оборудование урока
1) Организационный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные варианты):
- по звонку найти свое место;
- взаимное приветствие;
- рапорт дежурного, определение отсутствующих;
- запись числа;
- настрой учащихся на работу, организация внимания;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- сообщение темы и цели урока.
2) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:
· фронтальный опрос;
· индивидуальный опрос с вызовом к доске;
· фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
· индивидуальный письменный опрос;
· уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
· практическая работа;
· программированный контроль;
· проверка тетрадей;
· технические средства обучения.
3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
· загадка;
· ребус;
· кроссворд;
· игра "Четвертый лишний";
· словарная работа (связь с новым материалом);
· проблемный вопрос.
4) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
· в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
· самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
· вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
· чередование беседы и рассказа;
· применение ТСО.
5) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:
· беседа;
· работа с учебником;
· работа с тетрадью;
· практическая работа;
· программированные задания;
· дидактические игры;
· ТСО;
· таблицы, схемы, тесты;
· самостоятельная работа.
6) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
· выводы;
· вопросы на понимание изученного материала;
· разбор и запись домашнего задания;
· оценка работы учащихся.