1. Структурно-семиотический анализ реалити-шоу.
2. Представление знания в научно-популярных программах каналов Animal Planet и Discovery.
3. Репрезентация реальности в информационных программах российского телевидения.
4. Анализ телевизионных кодов в работах Дж. Фиска.
5. Концепция «клип-культуры» в работах современных исследователей медиа.
6. Характерные черты формата «mockumentary».
7. Гендерные репрезентации в российских ток-шоу.
8. Герои и образы подростковых американских телесериалов 2000-х гг.
9. Телевидение как индустрия и публичная сфера.
10. Специфика регионального телевещания (анализ примера).
11. Построение «разговора» в телевизионном шоу: социокультурные и лингвистические аспекты.
12. Представление социальных ролей и типажей в российских криминальных сериалах.
13. Контент-анализ новостных программ (сравнительный анализ).
14. Идеологии и дидактика в современных телесериалах (анализ примера).
15. Социокультурные последствия перехода на цифровое вещание: Россия и страны Европы.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Данная дисциплина полностью обеспечена учебными и учебно-методическими печатными и электронными изданиями, научной литературой и периодикой.
а) Основная литература:
Богословская К. Сериалы: welcome в мир иной // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007
Бодрийяр Ж. Реклама // Система вещей. М., 1995. Стр. 135-168.
Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002
Вартанов А. Российское телевидение на рубеже веков: программы, проблемы, лица. М., 2009
Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005
Гудков Л.Д. К проблеме негативной идентификации // Гудков Л.Д. Негативная идентичность. М., 2005.
Дондурей Д., Роднянский А. Развлекательное телевидение: шутки в сторону // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007
Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М., 2004
Дубин Б.В. Особый путь и социальный порядок в современной России. 2010
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999
Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М., Волгоград, 2003
Зверева В.В. “Infotainment” на российском телевидении // Наука о телевидении. Вып. 1. М., 2004.
Зверева В.В. Истории, рассказанные для всех (российские ток-шоу) // Искусство кино. №10. 2005.
Зверева В.В.. История на ТВ: конструирование прошлого // Отечественные записки. №5, 2004.
Зверева В.В. Репрезентация и реальность // Отечественные записки. №4. М., 2003
Зверева В.В. Телевизионные сериалы: Made in Russia // Критическая масса. №3. 2003
«Информация к развлечению». Материалы «круглого стола» «XXI век: новый информационный порядок» // Искусство кино. №11, 2003
Кавелти Дж.Г. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. №22. 1996. С.33-65
Коломиец В. Телевизионные новости: happy end обязателен // Российское телевидение: между спросом и предложением. Т.1-2. М., 2007
Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005
Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003
Медиа. Введение: Учебник для вузов / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли. Пер. с англ. - 2-е изд. - М., 2005
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000
Новикова А.А. Современные телевизионные зрелища. Истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008
Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечения закономерностей. УРСС, 2010
Постман Н. «А теперь,… о другом» // Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004
Прокофьев А. «Клиповое сознание» как форма восприятия и результат воздействия современного телевидения // Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1. М., 2004
Розовская М. Где зарыта @ // Телевидение: режиссура реальности. М., 2007
Российское телевидение: между спросом и предложением. Т.1-2. М., 2007
Самутина Н. Музыкальный видеоклип: поэзия сегодня // Неприкосновенный запас №6/20. М., 2002
Саффхил Л. Подростки-зрители мыльных опер// Массовая культура: современные западные исследования. М., 2005
Сергеева О.В. Домашний телевизор. Экранная культура в пространстве повседневности. СПб., 2009
Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. М., 1999.
Телевидение: режиссура реальности. М., 2007
Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.
Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. - М.: Аспект-пресс, 2004.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., 2002
Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003
Эко У. Роль читателя: исследования по семиотике текста. М., 2005.
Fiske J. Television Culture. L.,1987
Ordinary Lifestyles. Popular Media, Consumption and Taste / Ed. By D. Bell and J. Hollows. 2005.
Stewart C., Lavelle M., Kowaltzke A. Media and Meaning: an Introduction. L., 2001
Television Studies After TV / Ed. By G. Turner and J. Tay. Routledge, 2009.
Wodak R. What Is Critical Discourse Analysis? // Forum: Qualitative Social Research, V.8, No. 2, Art. 29. May, 2007.
б) Дополнительная литература
Архангельский А. Тем временем: Телевизор с человеческим лицом. М., 2010.
Исследования телевизионной аудитории: теория и практика: Материалы семинара для социологов телекомпаний / Под общ.ред. А.В. Шарикова. М., 1997.
Засурский И. И. Массмедиа второй республики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.
Кириллова Н.Б. Медиа культура: от модерна к постмодерну. М., 2005
Левинсон А. Заметки по социологии и антропологии рекламы // Новое литературное обозрение. №22. 1996.
Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионных коммуникаций. - М.: Учебно-методический коллектор "Психология", 2000.
Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2009.
Наука телевидения. Научный альманах. Вып. 1-2. М., 2004, 2005.
Черных А. Мир современных медиа. М., 2007
Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов-на-Дону, 2006.
Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М., 2002.
в) программное обеспечение. Имеется необходимое программное обеспечение.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.
По основным разделам курса имеются информационные порталы и обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, доска).
План семинарских занятий
В курсе лекционные занятия сочетаются с практическими семинарскими занятиями, во время которых студенты анализируют телевизионные программы. Для такой работы преподаватель совместно со студентами выбирает источники: желательно телепрограммы, идущие в эфире в то время, когда читается дисциплина, - для того, чтобы студенты имели возможность соотносить свои обыденные впечатления как зрителей с профессиональной критической рефлексией культурологов. В связи с этим в программе семинаров не указаны конкретные источники, т.к. их набор обновляется каждый семестр. Желательно также, чтобы преподаватель мог обеспечить студентов записями телевизионных программ европейских и американских каналов для их сопоставления с программами российского телевидения.
Тема 1. Подходы к исследованию телевидения (2 занятия)
Анализ теоретических подходов к интерпретации телевизионных программ. Общие установки, ключевые понятия, их объем, применимость – возможности и границы.
Способы прочтения ТВ-текста с позиций критического дискурс-анализа.
Литература:
Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург, 1999
Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность масс медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ. М., Волгоград, 2003
Серио П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. М., 1999.
Fiske J. Television Culture. L.,1987
Wodak R. What Is Critical Discourse Analysis? // Forum: Qualitative Social Research, V.8, No. 2, Art. 29. May, 2007.