Неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов

Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха или ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и вегетативных нарушений школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях — комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с учетом физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; в-третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требования к режиму и условиям обучения.

Перерывы являются такой же важной частью воспитательного процесса, как и урок. Правильное чередование работы и отдыха является одним из основных положений гигиены воспитательного процесса. Минимальная продолжительность перемен между уроками составляет 10 мин. Большая перемена (после 2-го урока) длится 30 мин. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены (после 2-го и 3-го уроков) по 20 мин. Перерыв должен являться активным отдыхом.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели.

Для рационального составления расписания должны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, которые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях. Известно, что с 3-го урока у младших школьников и с 4-го урока (в старших классах) быстро падает работоспособность и укорачивается продолжительность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у старших — вторыми, третьими уроками), т.е. проводить их в период наиболее высокой работоспособности учащихся, 3-й урок в начальной школе (соответственно, 4-й урок — у учащихся средних и

старших классов) должен быть с преобладанием динамического компонента, что дает возможность школьникам переключаться с умственной деятельности на физическую.

Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык).

Динамика недельной работоспособности, несомненно, также должна учитываться при составлении расписания занятий. Известно, что в понедельник работоспособность учащихся не самая высокая, т.к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особенно удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду работоспособность повышается, начиная с четверга наблюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально использовать высокую работоспособность в другие дни недели.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно постро­енный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рацио­нальном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протя­жении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

(сделать 39) Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными осо­бенностями включает следующие обязательные элементы:

режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

время пребывания на воздухе в течение дня;

продолжительность и кратность сна;

продолжительность и место обязательных занятий как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

свободное время, возможность обеспечить двигательную актив­ность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый - адекватная физическая подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активи­зирует и выделение гормонов — стимуляторов роста. Вторым важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне осуществляются все основные метаболические и кле­точные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка.

В этом разделе уместно вспомнить российскую историю и пре­жде всего организацию обучения детей. Самым ярким примером в этой области является Царскосельский лицей, который вызывал и вызывает интерес за рубежом как одно из центральных устройств русской жизни. Заслуживают признания не только организация педагогического процесса в лицее и ее результаты, но и режим дня лицеистов.

Первые 3 дня лицеисты устраивались и знакомились друг с другом. 23 октября 1811 г. начались учебные занятия. Вставали все по звонку в 6.00. После молитвы:

• от 7.00 до 9.00 — классы;

• в 9.00 — чай; до 10.00 — прогулка;

• от 10.00 до 12.00 - классы;

• от 12.00 до 13.00 — прогулка;

• в 13.00 — обед;

• от 14.00 до 15.00 — чистописание или рисование;

• от 15.00 до 17.00 — классы;

• в 17.00 — чай; до 18.00 — прогулка.

Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В 21.00 — ужин по звонку. После ужина, до 22.00, — встречи и отдых в рекреационном зале. В 22.00 — вечерняя молитва и чай. По средам и субботам — уроки танцев и фехтования. Каждую субботу — баня.

Вот так выглядело расписание занятий в Царскосельском лицее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: