Пример построения модели транспортной задачи

Пусть необходимо организовать оптимальные по транспортным расходам перевозки муки с двух складов в три хлебопекарни. Ежемесячные запасы муки на складах равны 79,515 тонн и 101,925 тонн, а ежемесячные потребности хлебопекарен составляют 68 тонн, 29,5 тонн и 117,4 тонн соответственно. Мука на складах хранится и транспортируется в мешках по 45 кг. Транспортные расходы (руб./т) по доставке муки представлены в табл.2. Между первым складом и второй хлебопекарней заключен договор о гарантированной поставке 4,5 тонн муки ежемесячно. В связи с ремонтными работами временно невозможна перевозка из второго склада в третью хлебопекарню.

Таблица 2

Транспортные расходы по доставке муки (руб./т)

Склады Хлебопекарни
ХП1 ХП2 ХП3
С1      
С2      

Транспортная задача представляет собой задачу линейного программирования, которую можно решать симплекс-методом, что и осуществляется при использовании табличного процессора Microsoft Excel. В то же время существует более эффективный вычислительный метод – метод потенциалов, предложенный Л.В. Канторовичем и М. К. Гавуриным в 1949 г., при применении которого учитывается специфическая структура условий транспортной задачи и, по существу, выполняются шаги, аналогичные алгоритму симплекс-метода.

В данной лабораторной работе необходимо построить оптимизационную модель транспортной задачи, пригодную для ее решения методом потенциалов.

Определение управляемых переменных

Обозначим через [мешков] количество мешков с мукой, которые будут перевезены с -го склада в -ю хлебопекарню.

Проверка сбалансированности задачи

Прежде чем проверять сбалансированность задачи, надо исключить объем гарантированной поставки из дальнейшего рассмотрения. Для этого вычтем 4,5 т из следующих величин:

· из запаса первого склада:

;

· из потребности в муке второй хлебопекарни:

Согласно условию задачи, мука хранится и перевозится в мешках по 45 кг, то есть единицей измерения переменных является количество мешков муки. Но запасы муки на складах и потребности в ней магазинов заданы в тоннах. Поэтому для проверки баланса и дальнейшего решения задачи приведем эти величины к одной единице измерения – количеству мешков. Например, запас муки на первом складе равен 75,015 т/мес., или

,

а потребность первой хлебопекарни составляет 68 т/мес., или

Округление при расчете потребностей надо проводить в большую сторону, иначе потребность в муке не будет удовлетворена полностью.

Для данной транспортной задачи имеет место соотношение

.

Ежемесячный суммарный запас муки на складах меньше суммарной потребности хлебопекарен на 4677-3932=745 мешков муки, откуда следует вывод: транспортная задача не сбалансирована.

Построение сбалансированной транспортной матрицы

Сбалансированная транспортная матрица представлена в таблице 3. Стоимость перевозки муки должна быть отнесена к единице продукции, то есть к 1 мешку муки. Так, например, тариф перевозки из первого склада в третий магазин равен

Для установления баланса необходим дополнительный фиктивный склад, то есть дополнительная строка в транспортной таблице задачи. Фиктивные тарифы перевозки зададим таким образом, чтобы они были дороже реальных тарифов, например, 50,00 руб./меш.

Невозможность доставки грузов со второго склада в третью хлебопекарню задается в модели с помощью запрещающего тарифа, который должен превышать величину фиктивного тарифа, например, руб./меш.

Таблица 3

Транспортная матрица задачи

  Хлебопекарни Запас, мешков
Склады ХП1 ХП2 ХП3
С1 15,75 8,55 18,90  
С2 18,00 4,50    
Сф        
Потребность, мешков       4677

Задание целевой функции

Математическое выражение целевой функции, характеризующей суммарные затраты на возможные перевозки муки, учитываемые в модели, задается следующим выражением:

(5)

При этом следует иметь в виду, что вследствие использования фиктивных тарифов реальная целевая функция (то есть средства, которые в действительности придется заплатить за транспортировку муки) будет меньше формальной целевой функции (5) на стоимость найденных в процессе решения фиктивных перевозок.

Критерий оптимальности решения

транспортной задачи линейного программирования

.

Описание системы ограничений

(меш./мес.)


ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: