Редакции инвенций Баха

Бах предназначал инвенции для обучения исполнению на клавиатуре полифонических произведений — двух-, а затем и трёхголосных. Важнейшей задачей при этом он считал приобретение учеником певучей манеры исполнения. Инвенции почти совершенно лишены авторских указаний относительно характера исполнения, поэтому при работе над ними особенно существенным становится вопрос редакции. Наибольшее распространение в вашей педагогической практике получили редакции инвенций Бузони, Черни и Гольденвейзера.

А.Б. Гольденвейзер поставил перед собой задачу, прежде всего, дать выверенный по первоисточнику авторский текст. Редакцию Черни следует признать во многом несовершенной. Помимо неточности её текста, ряд произведений, особенно серьёзных по характеру и значительных по содержанию, раскрывается в ней недостаточно глубоко. Черни часто «мельчит» динамический план, вследствие чего нечётко вырисовывается форма сочинения. Обилие динамических «вилочек» придаёт излишнюю «волнообразность» фразировке.

Редакция Бузони значительно подробнее, тщательнее и художественно содержательнее редакции Черни. Не ограничиваясь содержательным указанием оттенков исполнения и аппликатуры, Бузони словесными пояснениями и в подстрочных примечаниях раскрывает характер произведения. По сравнению с Черни, трактовка Бузони отличается большей мужественностью, энергией, широтой динамики. Однако и редакция Бузони не всегда представляется убедительной. В своём стремлении раскрыть в творчестве композитора мужественное начало Бузони иногда теряет чувство меры. Порой он преувеличивает значение non lеgаtо. Нельзя не упрекнуть Бузони и в то, что он при редактировании инвенций опускает баховские обозначения мелизмов и выписывает украшения нотами непосредственно в тексте. Это лишает ученика возможности знакомиться с принципами расшифровки орнамента и вносит в редакцию черты догматизма. Борясь против сентиментальности, он иногда придаёт лирическим произведениям несвойственную им суровость и даже жестокость. Кроме того, у него проявляется порой замена естественного в том или ином случае legato - non legato.

ТЕМА 11
ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ С ЛИСТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: