Система методов управления редакцией

Оптимизация управления коллективом — одна из важнейших задач редакционного менеджмента. При этом менеджеру прихо­дится учитывать все характеристики редакции. Это трудовой про­изводственный коллектив, продукция которого становится на рын­ке товаром. Одновременно редакция — творческий, чаще всего литературный коллектив. Его члены, журналисты, занимаются твор­чеством. Творческий журналистский коллектив образует ядро ре­дакции, в которую входят также технические сотрудники и работ­ники коммерческих структур. Как трудовой коллектив редакция представляет собой совокупность производственно-творческих структур.

Социологи рассматривают редакцию как малую социальную группу с особыми, специфичными для нее формальными и не­формальными связями и отношениями. Но важнейшее значение для управления редакцией имеет ее понимание как системы. В ос­нове ее формирования лежит разделение труда между сотрудника­ми редакции. Они-то и являются взаимосвязанными и взаимовлияющими элементами редакционной системы. Каждый из них вы­полняет свою, порученную ему функцию, но в совокупности их система обретает новые свойства и возможности, приобретает «интегративные качества», позволяющие реализовать общую задачу —


Глава 18. Управление редакционным коллективом

давать потребителям информации представление о действитель­ности в целом, о важнейших сторонах освещаемой области жизни.

Система функционирует лишь тогда, когда ею управляют. Это управление должно быть непрерывным. Нам уже известны условия функционирования редакции, одно из них — свободный приток информации, необходимой для управления коллективом, и ее сво­бодное прохождение от центра управления ко всем подразделени­ям и сотрудникам коллектива. Это же является и условием эффек­тивности редакционного менеджмента — экономического управ­ления коллективом. Кто же участвует в процессе менеджмента?

Уровни менеджмента. Фактически теперь с менеджментом со­прикасаются все работники, осуществляющие управление коллек­тивом или его частью. Это означает, что вся структура управления редакцией одновременно представляет собой структуру менеджмен­та. Существует несколько ее уровней. Высший (в редакции печатного периодического издания) — это уровень редактората, редакцион­ной коллегии и секретариата. В телерадиокомпании и информацион­ном агентстве это, соответственно, уровень их руководителей: ди­ректората, продюсеров и т.п. Средний уровень — руководители творческих подразделений редакции: ее отделов, технических и коммерческих служб. На низшем уровне менеджмента выступают руководители временных групп и других структур, создаваемых для выполнения конкретных творческих и организационных заданий.

Управление всем коллективом на высшем уровне менеджмента носит специфический характер: оно определяет стратегию редак­ционной деятельности на всех ее направлениях. В ходе этого руко­водства редакцией устанавливают главные цели работы коллекти­ва — творческие и экономические. Формулируют его задачи на длительный период, определяют основы планирования, направ­ление и характер изменений издания, роль творческих, техничес­ких и коммерческих подразделений в решении поставленных задач в зависимости от прогнозов изменения ситуации на рынке перио­дических изданий.

Таким образом, руководство редакцией на этом уровне носит в основном стратегический характер. Оно крупномасштабно и пер­спективно и закладывает основу для деятельности всех редакцион­ных структур на более низких уровнях. Вместе с тем руководители редакции при необходимости вмешиваются в процесс выполне­ния их решений и планов, корректируя руководителей творческих и других подразделений, оказывая им поддержку и конкретную помощь. Одна из их функций — масштабный контроль процесса и


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

результатов деятельности всех звеньев коллектива. При этом в со­временных условиях внимание руководителей редакции привлека­ют в первую очередь экономические аспекты и результаты ее дея­тельности. Не случайно во многих редакциях главный редактор уде­ляет большую часть своего рабочего времени экономике своего издания и даже, как мы знаем, иногда фактически делегирует свои полномочия, связанные с его подготовкой и выпуском, своим за­местителям.

Особую роль в редакционном менеджменте играют сотрудники секретариата редакции, прежде всего его руководитель — ответ­ственный секретарь. Не случайно секретариат называют штабом редакции: его функции действительно во многом схожи с функ­циями штаба воинской части. Ответственный секретарь всегда иг­рал в редакции роль управленца, руководящего процессом подго­товки и выпуска газеты. Его обязанности во многом совпадали с обязанностями современного менеджера. Он органично продолжа­ет и развивает результаты деятельности главного редактора и ред­коллегии. Более того, входя в ее состав, он участвует в разработке стратегии издания, в определении его целей и задач. Но затем он переводит эти решения на тактический уровень. Наибольшее вни­мание он уделяет конкретному моделированию издания, опера­тивному планированию работы коллектива, координированию деятельности его подразделений и сотрудников, повседневному текущему контролю ее результатов. Он фактически — производ­ственный менеджер, непосредственно руководящий процессом подготовки и выпуска издания.

Еще одно обстоятельство способствует превращению деятель­ности ответственного секретаря и других сотрудников секретариа­та в разновидность редакционного менеджмента. Если прежде она замыкалась рамками решений и действий, связанных с подготов­кой и выпуском издания, то теперь на нее все сильнее влияют экономические факторы. Принимая очередное производственное решение, сотрудник секретариата задумывается над его экономи­ческими последствиями, его значением для укрепления рыночных позиций издания.

Средний уровень редакционного менеджмента представлен руководителями творческих подразделений редакции — ее отделов и секторов, технических и коммерческих служб. Они также управ­ляют своими небольшими коллективами. И также принимают ре­шения, носящие еще более конкретный, деловой характер и име­ющие форму практических заданий. Их выполнение непосредствен­но


Глава 18. Управление редакционным коллективом

влияет не только на уровень публикаций в издании и структуру его выпусков, но и на уровень доходов редакции.

На низшем уровне редакционного менеджмента выступают сами сотрудники редакции — ее журналисты и работники технических и коммерческих служб. Обычно это так называемые внеменеджментные сотрудники, исполнители решений, принятых их руко­водителями. Однако они соприкасаются с менеджментом в тех слу­чаях, когда им поручают руководство временными группами и бригадами, создающимися для подготовки и проведения кампа­ний, рейдов и других массовых акций редакции, тематических или целевых выпусков и т.д.

Редакционный менеджмент непосредственно сопрягается с маркетингом. Собственно, они представляют собой две стороны, два этапа процесса, направленного на достижение единой цели. Их можно было бы назвать маркетинг менеджментом, каждая из двух ча­стей которого специализируется на решении определенных задач. И работники, занимающиеся маркетингом и менеджментом в ре­дакции, поддерживают непрерывные деловые контакты, обменива­ясь информацией, находящейся в их распоряжении, под единым руководством — генерального менеджера редакции или компании.

Методы управления коллективом. В процессе редакционной прак­тики используют эффективные методы управления коллективом. К ним относятся политические, правовые, организационные (ад­министративные), психологические и экономические методы уп­равления. Разумеется, руководители редакции или телерадиоком­пании проводят определенную редакционную информационную политику, на формирование которой влияют как политика госу­дарства, власти, так и интересы, прежде всего экономические, учредителей, владельцев СМИ. Эта редакционная политика опре­деляет характер и позицию СМИ, направление деятельности кол­лектива редакции, ее журналистов. Она влияет и на использование различных административных методов управления: моделирования и планирования, координирования и контроля, стимулирования и обеспечения оптимальных условий труда и др.

После вхождения СМИ в рыночную экономику быстро возра­стает значение экономических методов управления редакцией. Ис­пользуя их, руководители коллектива получают возможность фи­нансового воздействия на работу сотрудника и подразделения, в котором он трудится. Например, путем его перевода на выше оплачиваемую должность, повышения зарплаты в рамках «вилки» дол­жностного оклада. Весьма эффективно регулирование размера гонорара


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

который можно изменять в зависимости от качества мате­риала и трудоемкости процесса его подготовки.

Не меньший эффект дает и изменение частоты публикаций журналиста в соответствии с его работой — активностью, иници­ативой, мастерством, актуальностью тематики и др. Публикуя ма­териалы сотрудника редакции чаще или реже и тем изменяя раз­мер его гонорара, стимулируют активность журналиста и лучшую организацию его труда.

К экономическим методам управления коллективом относится и стимулирование труда работников. В каждой редакции полезно раз­работать систему стимулирования творческих и технических сотруд­ников. В ее основе — сочетание материальных и моральных стимулов. Используя формы финансового поощрения работника, в том числе выдачу дополнительной «13-й зарплаты» в конце очередного года, можно дополнить ее памятными подарками, приобретением за счет редакции путевок в дома отдыха и санатории и т.п.

И в новых, рыночных условиях сохраняют свое значение неко­торые испытанные формы морального стимулирования. Приказ редактора о благодарности журналисту или решение редколлегии вывесить его материал на доску лучших публикаций месяца, осо­бенно поддержанные премией, всегда производят стимулирующий эффект. Так же как предоставление журналисту возможности вые­хать в свободную командировку для написания материала на дав­но «выношенную» им тему. Или предоставление ему возможности вести в периодическом издании свою персональную рубрику, как это делал, например, В. Песков в «Комсомольской правде». При «плоской» структуре редакции использование последнего вариан­та не вызывает затруднений.

При контрактной системе найма работников редакции самой эффективной формой их стимулирования, сочетающей материаль­ную и моральную стороны, является продление или перезаключе­ние контракта с внесением в него изменений, улучшающих усло­вия труда и его оплаты.

Выбор форм и методов стимулирования сотрудников редакции зависит, понятно, от ее финансовых и материальных возможнос­тей, так же, как и использование различных форм взыскания.

Наряду с системой стимулирования работников редакции по­лезно обдумать и формы взыскания — наказания за ошибку, срыв задания, нарушение трудовой дисциплины и журналистской эти­ки и, конечно, за действия, повлекшие за собой экономические потери, уменьшение доходов издания. Эти формы также имеют


Глава 18. Управление редакционным коллективом

материальный и моральный характер — от сообщения редактора на летучке о том, что слабый материал сотрудника пошел «в кор­зину», или выговора в приказе за ошибку до увольнения или отка­за продлить контракт за попытку журналиста утаить денежное воз­награждение, полученное от рекламодателя за скрытую рекламу. Важно лишь, чтобы при использовании любой формы стимулиро­вания или взыскания была соблюдена объективность: мера поощ­рения или наказания должна соответствовать мере заслуг или про­ступка. Лишь в этом случае действия руководителей будут поддер­жаны коллективом, их использование даст запланированный эффект, в том числе экономический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: