Менеджмент и структура редакции журнала. Штатные и внештатные сотрудники и их функции

Редакционный менеджмент - это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией.

Управление редакционным коллективом и организация его работы исходят из экономических принципов редакционной деятельности: прибыльности издания, его конкурентоспособности и экономической достаточности (разумной экономии). Реализация этих принципов происходит в процессе редакционного менеджмента.

В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.

Теперь руководители редакции, компании, агентства вынуждены заниматься менеджментом, учитывая его цели. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы. Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли.

На пути к достижению этих целей менеджмент ставит перед работниками редакции несколько конкретных задач. Первая из них – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. Вторая – оптимизация управления коллективом и организации его работы. Третья задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др.

Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.

Вообще же, значение имеют два вида менеджмента: производственный, творческий и собственно экономический – финансовый.

Экономический, прежде всего финансовый менеджмент обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.

Уровень периодического издания, его соответствие запросам аудитории и его рыночная стоимость в сильнейшей степени зависят от организации работы его редакции. Поэтому она должна оставаться одним из постоянных объектов внимания менеджмента. Как главный редактор и другие руководители коллектива контролируют творческую эффективность организации его деятельности, так менеджер контролирует ее экономическую эффективность. При снижении доходов от реализации издания, ослаблении его конкурентоспособности, уменьшении притока рекламы и т. п. необходимо искать причины этого, изучая рыночную конъюнктуру, конкурентные издания, свою газету, а также проверяя соответствие организации работы редакции изменившимся условиям и требованиям.

СЛУЖБА РЕДАКЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

прежде всего, отвечает за решение экономических проблем, связанных с деятельностью редакции, специалист – менеджер, наемный управляющий ее экономикой.

В небольших редакциях и компаниях он нередко решает большинство проблем, связанных с укреплением экономической базы издания, советуясь, разумеется, с руководителем коллектива. Но в крупном коллективе приходится создавать службу экономического менеджмента. Она состоит из нескольких сотрудников под руководством генерального менеджера. В большинстве редакций наших печатных периодических изданий его называют коммерческим или исполнительным директором.

Работу службы менеджмента организуют на основе функционального разделения труда. Каждый из ее сотрудников отвечает за какое-либо направление менеджмента. Это приводит к их специализации.

Генеральный менеджер осуществляет общее руководство службой, планирует и контролирует деятельность ее подразделений. Важную роль играет финансовый менеджер, отвечающий за разработку и реализацию финансовой политики редакции. Все чаще в состав службы менеджмента вводят менеджера по распространению: реализация издания является одним из главных направлений экономической деятельности редакции. Так как выручка от публикации рекламы стала для большинства редакций и компаний важнейшим источником доходов, разработкой рекламной политики и ее реализацией руководит менеджер по рекламе. Мы уже знаем, что успех финансовой, рекламной и тиражной политики редакции, компании, издательского дома во многом зависит от результатов маркетинговых исследований различных сегментов информационного рынка. За их проведение и эффективность отвечает менеджер по маркетингу (маркетолог). Иногда в крупных компаниях возникает необходимость учреждения должности менеджера по персоналу, помогающего руководителям коллектива проводить кадровую политику.

Нередко каждый из этих менеджеров возглавляет соответствующую структуру или даже несколько подразделений. Так, менеджер по распространению руководит работой отдела распространения и редакционной экспедиции. Менеджер по рекламе отвечает за деятельность отдела рекламы.

СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ

В печатных СМИ заняты не только собственно журналисты, но и медиа-профессионалы - представители других профессий: технические работники и сотрудники коммерческих отделов.

Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму - графику выпуска номеров.

Вместе с тем, редакция представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном, - литературный коллектив. Большая часть его работников - журналисты, редакторы, обозреватели - занимаются творческой деятельностью - литературным трудом, создавая свои журналистские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании.

Величина и состав редакционного коллектива. На величину редакции влияет множество факторов: периодичность выпуска издания, его формат и объем - количество полос в номере, особенности читательской аудитории и квалификация работников - уровень профессионального мастерства журналистов редакции и других ее сотрудников. А также и возможности оплаты их труда.

Редакцию возглавляют специалисты-управленцы - главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь. И любой редакции необходимы сотрудники, выполняющие функции, связанные с выпуском номеров издания, отвечающие за ее дизайн, журналисты, готовящие электронные версии издания.

наиболее часто в редакционном коллективе формируются три функциональные группы.

Первая из них - творческая часть редакции. В нее входят журналисты, редакторы, ответственные секретари, которые выполняют функции подготовки и выпуска периодического издания: написания и редактирования его материалов, работы с внередакционными авторами, компоновки готовых материалов газеты (журнала) в отдельные ее рубрики, обеспечения их дизайна, руководства редакцией и процессом производства номера и т. д.

К ней примыкает техническая часть коллектива. Ее составляют технические сотрудники. Они, с одной стороны, создают оптимальные условия для деятельности журналистов, с другой - обеспечивают техническую подготовку и выпуск номера. В технической части редакции функциональное разделение труда приводит к образованию ряда служб: корректорской, компьютерного центра и др.

С коммерциализацией медийного рынка в редакциях периодических изданий возникла необходимость создания коммерческой части коллектива. Функции ее работников - укрепить экономическую базу редакции, обеспечить реализацию тиража издания, привлечь в него рекламные и частные объявления. Работники коммерческой части коллектива сосредоточены в таких ее подразделениях, как отделы рекламы, распространения, маркетинга.

Структура редакции печатных СМИ:

· главный редактор; главный бухгалтер (бухгалтер); заместитель главного редактора; ответственный секретарь; менеджер (коммерческий директор); собственные корреспонденты; специальный корреспондент; обозреватель; корреспонденты; фотокорреспондент.

· Технические службы редакции: компьютерный центр; корректорская; архив; служба выпуска; хозяйственная служба.

· Коммерческая часть редакции: отдел распространения; отдел маркетинга; рекламный отдел.

Создание в современной редакции компьютерной системы и подключение ее к сети Интернет открыло возможность для включения в структуру коллектива еще одного подразделения - отдела или службы электронной версии печатного периодического издания.

Отраслевые отделы освещают события и процессы, происходящие в какой-то сфере жизни общества,. Жанровые отделы, например, отдел фельетонов или сатиры, отображают действительность, используя определенные жанры публицистики. Региональные (территориальные) отделы сообщают о событиях, происходящих в границах определенного региона. Проблемные отделы – экономических проблем, социальных, правовых и других – сосредоточивают свое внимание на проблемах, встающих перед людьми в различных областях их частной и общественной жизни. отдел внутренней информации обеспечивает издание оперативной информацией о событиях, происходящих во всех областях жизни общества, отдел иллюстрирования дает в каждый номер фотоснимки и рисунки. А отдел расследований сосредоточивается на поисках истинных причин и участников возникновения кризисных ситуаций в жизни того региона, где выходит журнал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: