На малых, средних и крупных предприятиях организационные структуры управления природоохранной деятельностью существенно различаются. На малом предприятии существует самая простая структурная форма, когда все решения принимает один человек. Функции менеджера по экологическим вопросам на таком предприятии выполняет, как правило, сам владелец, который принимает и все другие решения.
В средних по величине компаниях с числом сотрудников 50-300 человек иногда создается должность менеджера-инженера по экологическим вопросам. Однако в большинстве компаний его обязанности в качестве дополнительной нагрузки просто возлагаются на руководителей разного уровня, которые независимо от наличия или отсутствия специальной подготовки должны иметь высшее образование в одной из технических дисциплин.
Крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате специалистов всех отраслей: химиков, физиков, биологов, гидрологов и т.д. В них могут быть созданы собственные экологические подразделения, в состав которых войдут все эти специалисты. Возможно, эти подразделения будут функционировать в рамках научно-исследовательского центра фирмы и подчиняться кому-то из членов правления, курирующему охрану окружающей среды. Если фирмы не хотят иметь собственное подразделение по охране окружающей среды, то могут пользоваться услугами специальных аудиторских фирм. В соответствии с Квалификационным справочником руководителей, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.09.98. № 37 в должностные обязанности начальника отдела ООС входит:
|
|
· разработка мероприятий по соблюдению стандартов и нормативов и разработкой новых стандартов;
· организация составления перспективных и текущих планов и осуществление контроля за их выполнением;
· контроль правильности эксплуатации очистных и защитных сооружений;
· проведение обоснованного расчета рисков;
· обеспечение составление отчетности.
Многонациональным компаниям, возможно, придется создать несколько подразделений по охране окружающей среды, но, поскольку это требует затраты немалых финансовых средств, скорее всего одно такое подразделение будет обслуживать целый регион или подрегион.
Подразделение по охране окружающей среды. Состав такого подразделения определяется масштабом и характером производственного процесса. В обязанности сотрудников подразделения входят борьба с загрязнениями, обеспечение экологической чистоты выпускаемой продукции, предотвращение аварий и несчастных случаев, а также охрана труда и техника безопасности на производстве. Кроме того, к обязанностям этого подразделения могут относиться согласование вопросов с производственными отделами, сбор и распространение информации, оказание технического содействия, ознакомление работников компании с новыми чистыми технологиями, консультации по экологической чистоте продукции, а также рекомендации по порядку и методам проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
|
|
Все вопросы, вызывающие экологическую обеспокоенность вышеперечисленных учреждений и групп, должны найти отражение в экологической политике компании. О принятых мерах необходимо предоставлять соответствующую информацию. Следовательно, подразделения по охране окружающей среды выполняют функции координационных групп и должны поддерживать тесные контакты с советом директоров, поскольку многие рассматриваемые вопросы могут иметь исключительно важное значение для развития и стратегии компании в будущем. В чрезвычайных ситуациях не допустить перерастания незначительной аварии в крупную катастрофу можно только при наличии полной поддержки со стороны высшего руководства компании.
Координация природоохранной деятельности. Конфликты экологического характера возникают между предприятием и местным населением в основном в результате отсутствия между ними контактов. Поэтому главная задача экологической координационной группы или специалистов по связям с общественностью (менеджер по экологическим вопросам, координатор) — установление и поддержание каналов связи как средства получения и передачи информации. На самом предприятии может действовать внутренняя сеть экологической информации с выходами на каждую службу и уровень управления через информационные группы, созданные в каждом отделении и филиале компании. В периоды кризиса компания должна иметь возможность связываться со своими акционерами, местным населением и потребителями, то есть со всеми, кто, так или иначе, связан с ее производством или выпускаемой продукцией.