Некоторый однородный продукт, сосредоточенный у m поставщиков Ai в количестве ai (i = 1,2,…, m) единиц, необходимо доставить n потребителям Bj в количестве bj (j = 1,2,…, n) единиц. Стоимость перевозки единицы груза от i –го поставщика j -му потребителю равна cij. Необходимо составить план перевозок, позволяющий при минимальных затратах вывезти все грузы и полностью удовлетворить потребности.
Обозначим через xij количество единиц груза, запланированных к перевозке от i –го поставщика к j -му потребителю. Стоимость перевозки этого груза составит cijxij. Стоимость перевозки всех грузов составит
(1)
Условия задачи требуют учета ограничений:
–все грузы должны быть перевезены, т.е.
i =1,2,…, m, (2)
–все потребности должны быть удовлетворены, т.е.
j =1,2,…, n, (3)
–и, очевидно,
xij ³ 0 для всех i =1,2,…, m и j =1,2,…, n. (4)
Математическая модель транспортной задачи может быть сформулирована следующим образом: найти минимальное значение линейной функции (1) при ограничениях (2) – (4).
Транспортная задача, в которой суммарные запасы и потребности совпадают, т.е. выполняется условие
, (5)
называется закрытой моделью. Если условие (5) не выполняется, то модель называется открытой.
Для открытой модели может быть два случая – суммарные запасы превышают суммарные потребности или суммарные потребности превышают суммарные запасы. Открытая модель решается приведением к закрытой модели. Когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, вводится фиктивный потребитель Bn+1, в противоположном случае вводится фиктивный поставщик Am+1, для которых bn+1 и am+1 равны разности между суммарными поставками и потребностями. Поскольку груз в обоих случаях не перевозится, то стоимость перевозки единицы груза как до фиктивного потребителя, так и от фиктивного поставщика равна нулю.
Математическая модель транспортной задачи имеет n+m уравнений с n´m неизвестными.
Матрицу X=(xij)m,n, удовлетворяющую условиям (2) – (4), называют планом перевозок транспортной задачи. План X*, при котором целевая функция (1) обращается в минимум, называется оптимальным.