Лабораторная работа №2. Транспортная задача. Некоторый однородный продукт, сосредоточенный у m поставщиков Ai в количестве ai (i = 1,2, ,m) единиц

Некоторый однородный продукт, сосредоточенный у m поставщиков Ai в количестве ai (i = 1,2,…, m) единиц, необходимо доставить n потребителям Bj в количестве bj (j = 1,2,…, n) единиц. Стоимость перевозки единицы груза от i –го поставщика j -му потребителю равна cij. Необходимо составить план перевозок, позволяющий при минимальных затратах вывезти все грузы и полностью удовлетворить потребности.

Обозначим через xij количество единиц груза, запланированных к перевозке от i –го поставщика к j -му потребителю. Стоимость перевозки этого груза составит cijxij. Стоимость перевозки всех грузов составит

(1)

Условия задачи требуют учета ограничений:

–все грузы должны быть перевезены, т.е.

i =1,2,…, m, (2)

–все потребности должны быть удовлетворены, т.е.

j =1,2,…, n, (3)

–и, очевидно,

xij ³ 0 для всех i =1,2,…, m и j =1,2,…, n. (4)

Математическая модель транспортной задачи может быть сформулирована следующим образом: найти минимальное значение линейной функции (1) при ограничениях (2) – (4).

Транспортная задача, в которой суммарные запасы и потребности совпадают, т.е. выполняется условие

, (5)

называется закрытой моделью. Если условие (5) не выполняется, то модель называется открытой.

Для открытой модели может быть два случая – суммарные запасы превышают суммарные потребности или суммарные потребности превышают суммарные запасы. Открытая модель решается приведением к закрытой модели. Когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, вводится фиктивный потребитель Bn+1, в противоположном случае вводится фиктивный поставщик Am+1, для которых bn+1 и am+1 равны разности между суммарными поставками и потребностями. Поскольку груз в обоих случаях не перевозится, то стоимость перевозки единицы груза как до фиктивного потребителя, так и от фиктивного поставщика равна нулю.

Математическая модель транспортной задачи имеет n+m уравнений с n´m неизвестными.

Матрицу X=(xij)m,n, удовлетворяющую условиям (2) – (4), называют планом перевозок транспортной задачи. План X*, при котором целевая функция (1) обращается в минимум, называется оптимальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: